29.08.2012
В Этнографическом музее открылась уникальная фотовыставка

Организаторы выставки «Лики древней Азии» называют свое собрание фотографий погребальных масок Таштыкской культуры уникальным. И такое, действительно, нельзя увидеть ни в одном музее мира. 

Маски сделаны из гипса по неизвестной технологии, но очень реалистично. Бросается в глаза и смешение представленных народов: эта маска явно монголоида, а этот слепок сделан с чистого европейца. Некоторые маски разрисованы как у японцев, а одну маску даже можно сравнить с нарумяненной Марфушей из сказки «Морозко».

Всего фотовыставка насчитывает 48 масок. Они были обнаружены на территории Хакасско-Минусинской котловины (Хакасия). Маски были созданы в период с 2 века до н.э. по 6 век н.э. Маски отфотографированы в технике светографики, а коллекция фоторабот принадлежит частному лицу Сергею Нарылкову. Такое количество масок вы не увидите ни в одном музее. Например, в экспозиции Эрмитажа таких масок всего 6. А здесь на выставке есть фотографии почти всех найденных археологами масок. Сами же маски никуда не вывозятся, потому что они сделаны из хрупкого материала, кроме того, им 2 тысячи лет.

Таштыкская культура появилась на месте проживания тагарского населения, которые были покорены хунну.

«Это смешанная культура, в развитии которой непосредственное участие принимали хунну, - рассказывает Денис Миягашев, куратор выставки. – Модэ приходит к власти, создается первая кочевая империя, территория Хакасско-Минусинской котловины также вошла в состав империи Хунну. Войско переселяется сюда. Они насильно переселяют из Центральной Азии племена гяньгуней, и происходит смешение».

Погребальные маски и вообще обряды погребения свидетельствуют о социальном развитии таштыкцев. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки.

Ссылаясь на авторитетное мнение исследователя таштыкской культуры Эльги Вадецкой, Денис Миягашев рассказывает о процессе погребения таштыкцев: «Человек умирает, его сначала помещают в специальную яму. Проходит какое-то время, и его оттуда изымают, производят мумификацию, делают трепанацию черепа. Укрепляют кости. Набивают мешок со скелетом травой. На месте лица устанавливали погребальную маску. Обмазывали все глиной и в последующем увозили в семью. Возможно, это делалось потому, что родственники не смирились со смертью человека. Через определенное время мумию помещали в склеп. В подобные поселковые склепы помещали до 200 умерших. Погребальную камеру обшивали берестой. В итоге получалась небольшая пирамида».

Судя по особой технологии изготовления масок и процесса погребения, можно сделать вывод, что этим занималось определенное сословие, возможно, жрецы.

Многие маски сотни лет назад были реконструированы, то есть в свое время их периодически проверяли, обновляли. С момента смерти до окончательных похорон могло пройти 5 и более лет. Когда же склеп больше не мог вмещать умерших, приходили родственники, склеп засыпался, воздвигалась каменная оградка, и все это поджигалось.

На открытии выставки присутствовали археологи Бурятского научного центра, Института монголоведения СО РАН. Они были впечатлены собранием фотографий, так как в научной литературе опубликованы лишь единицы подобных масок.

Ученые-сибириеведы не раз указывали, что таштыкские маски представляют произведение древнего декоративно-прикладного искусства, сопоставимого по своей значимости в мировой культуре с масками Древнего Египта, римскими и китайскими погребальными масками. Фотовыставка продлится до конца сентября.

Соня Матвеева, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^