05.09.2012
Вячеслав Наговицын и Геннадий Айдаев внезапно начали строительство нового моста

Власти республики и города, объединившись, впервые показали совместную решимость в борьбе с пробками. Собрались на улице Приречной, глядели на макет моста, а затем на реку. Буквально на глазах замысел третьего моста через Уду превращался из сказок и фантазий в реальные перспективы уже 2016 года. Осталось только уместиться в скромный бюджет, снести полтысячи гаражей и пролезть под РЖД.

Трудное рождение

Все люди, как известно, прекрасно разбираются в политике и футболе, но жители Улан-Удэ еще и в борьбе с местными пробками на дорогах. На протяжении последних лет любая попытка оптимизировать трафик в центре через строительство развязок приводила к пессимизму граждан. Жители по ним, безусловно, ездили, но как мантры бормотали – пока не будет третьего моста через Уду (Приречка – Кирзавод), вся борьба с пробками тщетна и мимолетна.

Мечты жителей Улан-Удэ начали сбываться буквально в минувший понедельник. Глава Бурятии приехал со свитой на улицу Приречная, там его ждал мэр Улан-Удэ с подопечными. Все они уперлись взглядом в макет моста, строительство которого (если таковое произойдет) навсегда оставит их имена в памяти потомков. Тому есть причина.

Третий мост ждут не год, не пять и даже не десять лет. Но еще с советских времен, когда пробок не было, а бензин был дешевле, автолюбители пальцем на ладони показывали, что ездить через Кирзавод в Железнодорожный район из Октябрьского беспримерно короче любого существующего варианта. С увеличением автотранспорта в городе идея моста в том месте превратилась в миссию по борьбе со всеми транспортными проблемами Улан-Удэ вместе взятыми. Дескать, вот построят мост, и жизнь наладится.  

Между тем, мост рождался трудно. Сквозь десятилетия – кризис, бедность, кризис, нет денег. В результате обнаружилась странная вилка – у народа деньги были, и они в срочном темпе втарились авто под завязку, чем парализовали городское движение. Но у властей денег не было, чтобы решить уже не пожелание, но проблему.

К тому же и при деньгах в последние годы власть сомневалась насчет моста именно в том месте. Резоны были аргументированы: вдоль реки Транссиб, сквозь который дешево не прорвешься; там же теплотрасса от ТЭЦ в спальные районы и вообще, с моста на кирзаводе упираешься в отсутствие дорог в промзоне – там только направления.

Поэтому строительство моста на протяжении пяти лет печально не входило ни в программу «350 лет присоединения», ни в федеральные целевые. Однако количество машин в городе прибавляется пугающими темпами, а развязки в центре не спасают. И видимо, власти решились. Итогом и была нынешняя «встреча на реке», где стороны согласились мост делать, но с некоторыми условиями.  

Мало просишь, мало получишь

Во время прибрежного моциона мэрия города представила Вячеславу Наговицыну предварительный проект и смету, согласно которым мост обойдется в 2,6 миллиарда рублей. Как позже объяснял Геннадий Айдаев:

- Мы сначала заказали проект, там был вантовый мост, - заявил Геннадий Айдаев. – Но потом нам сказали, что вантовые мосты сложны в эксплуатации, любые изменения температуры - и надо регулировать эти ванты. В Сибири их использовать нецелесообразно. 

Поэтому был заказан второй проект. Сейчас, по словам мэра, он уже на выходе. 

- Это будет мост 10-20 метров длиной, трехрядное движение с правой и с левой полосы, - сообщил мэр. – Мы даже там место для трамвая оставили – от улицы Сахьяновой вниз одна ветка прямо уходит, вторая уходит направо на Ключевскую, на Жердева, и большая развязка с той стороны будет.

Тут случилась первая закавыка. Заявленная стоимость строительства вызвала сомнения у главы Бурятии.  

- У нас был разговор, чтобы расширить на одну полосу путепровод (в районе «Элеватора». – от ред.), нам сказали – 2 миллиарда рублей. А у вас все вместе 2,6 миллиарда. Это правда? - поинтересовался Вячеслав Наговицын, удивившись малому бюджету моста. 

Чиновники в ответ утвердительно покачали головой. Тогда глава Бурятии объяснил:

- Для меня важно, чтобы вы не выпрыгнули за эту сумму – 2,6 миллиарда. Потому что в ДВЗ (федеральная целевая программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. – от ред.) у нас эта сумма. Если вы выпрыгнете, вы крест поставите на мосту, - подчеркнул глава Бурятии. 

И шутя добавил: «Ни шагу влево, ни шагу вправо. Расцениваться будет как предательство – расстрел на месте».

Приречные партизаны

После такого оптимистичного начала приступили к обсуждению следующей сложности. Согласно проекту, поток автомобилей направят под железную дорогу, которая проходит вдоль берега. Для этого над автомобильной дорогой появится железнодорожный мост. Его возведение, возможно, станет одним из наиболее трудоемких этапов строительства, потому Вячеслав Наговицын распорядился заранее проработать вопрос с РЖД. 

- У железной дороги мы технические условия запросили, правда, они нам сказали, что при производстве работ могут возникнуть дополнительные согласования, - отметили строители. 

Каково работать с РЖД, в мэрии знают не понаслышке. Гораздо менее масштабный проект – расширение железнодорожного переезда на ул. Бабушкина – не получилось реализовать вовсе.

Еще одна сложность, которую отметили проектировщики моста, это гаражный кооператив № 113, который расположился на улице Приречная. Проект предполагает, что кооператив снесут, а на его месте пройдет многополосная дорога. Глава Бурятии распорядился, чтобы все вопросы с гаражами мэрия решила заранее. 

- Вы должны сейчас решить, возможно, город где-то выделит площадку, паркинг в этой микрорайоне сделать, чтобы 500 гаражей убрать. Потому что никто его не даст сносить, - пояснил глава Бурятии. К слову попытки снести данный кооператив уже предпринимались. И это окончилось оглушительной победой владельцев гаражей, которые, как настоящие партизаны, несколько лет противостояли натиску превосходящих сил коммерсантов и мэрии.

Итого

Итого мы имеем желание строить мост, и это хорошо. Немного для такого сооружения денег – 2,6 миллиарда рублей, и это не так хорошо. Линию Транссиба поперек строительства моста -- это плохо. Полтысячи владельцев гаражей с правом частной собственности на них -- это почти катастрофа. Известно, что РЖД крайне неохотно согласовывают вообще что-либо. А 500 хозяев сооружений будут упрямиться и торговаться до всевозможных судов. Сумма компенсаций гаражным владельцам, исходя из рыночной стоимости, может составить сотню другую миллионов рублей. Их перенос в чистое поле за город за счет бюджета – тоже недешево.

Между тем, как заверила мэрия Вячеслава Наговицына, уже в следующем году начнется разработка проектно-сметной документации. К строительству планируется приступить не ранее чем с 2014 года и завершить его в 2016 году. Геннадий Айдаев, спустя несколько часов после презентации на Приречной, на брифинге рискнул даже назвать дату – 1 сентября 2016 года.

Виктор Золотарев, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^