12.09.2012
В Улан-Удэ проанализировали итоги ЕГЭ и определили, в каких школах учиться лучше

Любопытный документ выпустил в свет муниципальный образовательный центр оценки качества образования. В информационном бюллетене подробно расписано как сдали ЕГЭ улан-удэнские выпускники школ за прошлый, 2012 год. В книге проанализировано все – это своеобразное досье на то, как та или иная школа отработала по каждому из предметов, сколько отличников, и двоечников имеет и где больше всего не выданных аттестатов.

Досье на каждую школу  

Если рейтингование школ проводится где-то там закулисно, непонятно и почему-то всегда закрыто для общественности, то согласно этой брошюре составить представление о том, где лучше всего учат школьников – труда не представляет. Правда и в случае с этим изданием также решили обойтись малой кровью, брошюра распространяется в основном среди «своих» - директоров школ, специалистов сферы образования.

Авторы отмечают - в 2012 году положительная тенденция в общеобразовательной подготовке выпускников прослеживается только по литературе,  географии. По остальным предметам результаты в сравнении с прошлым годом несколько ниже.

Как и в прошлом году в качестве самого популярного предмета по выбору выпускники республики и города Улан-Удэ выбрали обществознание. История и физика – также в числе лидеров. Литературу и географию выпускники почему-то почти не выбирали.

Количество стобальников также снизилось. Если в прошлом году максимальный балл получили 20 ребят, то в 2012 – таких было только 14. Сразу два стобальника -- ученики Российской гимназии №59, и из школы №19.

Есть в книге данные не только о стобальниках, но и о тех школах, где ребята получили также высокие результаты - более 85 баллов. Таких выпускников больше всего в гимназии №59. В числе лидеров также – 61, 49, 56 школы и 14-я гимназия.

163 ученика не смогли преодолеть минимальный порог баллов по русскому языку ( в прошлом году таких было 146). 165 выпускников не смогли одолеть математику ( в прошлом году 184). Однако пока что количество выпускников получивших неуд в республике меньше среднероссийских показателей. 

Есть данные и по таким данным: в каких школах и сколько есть учеников не получивших аттестаты. «Лидирует» тут школа №2. По четыре двоечника в 35-й и 50-ой школах. Сразу по два выпускника получили вместо аттестата справки в 54, 25, и 52 школах.

Странный факт но проведя анализ и по гендерному составу сдававших ЕГЭ, специалисты пришли к выводу, что девушки, за исключением иностранных языков, сдали экзамен успешней парней.

Но самую исчерпывающую информацию можно получить из приведенных в брошюре данных по среднему баллу за ЕГЭ в каждой из школ по каждому из предметов. 

По математике лидер «хит-парада» несомненно 59 гимназия. В числе лучших - 49 школа, физико-математическая школа №56, лицей №27 и гимназия №14 и гимназии №33. Среди отстающих – открытая (сменная) общеобразовательная школа №2, 50, 44, 58, 52, 55. 

По русскому языку вновь лидер – гимназия 59. лучшие также – школа №49, лицей-интернат №61, школа физ-мата №56, бурятская гимназия №29, гимназия №14, музыкально-гуманитарный лицей им. Аюшева, лингвистическая гимназия №3, 36 школа. Похуже  сдали русский язык открытая (сменная) школа №2, школа-интернат №2, школы №58, 50.

С ЕГЭ уже свыклись  

Как говорят руководители школ, педагоги и сами учащиеся, ЕГЭ постепенно стало для обычным явлением. Отдельные замечания еще остаются на устах многих – это касается и не совсем правильной подготовки учеников – их не учат, а механически «натаскивают» на тесты. Не всем нравится предложение сдавать в таком формате «творческие» предметы – литературу, историю. Однако в целом с ЕГЭ уже свыклись и в беседе с журналистом предпочитают воздерживаться  от резких комментариев. Есть и несомненные плюсы:

- С одной стороны положительно отношусь к новшеству. Хотя бы родители не ходят, не клянчат оценки. Теперь как написал – так и будет. Написал на двойку – просто не получишь аттестат, - говорит директор гимназии №59 Евгений Миронов.

Другое несомненное преимущество – возможность способным выпускникам поступить в любой вуз страны.

Однако есть и противоположное мнение – качество знаний из-за ЕГЭ год от года неуклонно падает. Так это или нет можно будет легко проверить, когда выйдет еще одно издание – анализ итогов ЕГЭ за последние несколько лет.

Поощряют ли самых-самых?  

Удивительно, но практически по всем предметам за редким исключением, гимназия №59 занимает первые строки по количеству успешных учеников. Причем данное учебное заведение занимает устойчивую позицию, показатели опережают не на доли десятых, а с весьма внушительным превосходством.  

Русский язык, математика, литература, обществознание, информатика, физика, география, английский язык, - по всем перечисленным предметам гимназия 59 опережает «конкурентов» на много баллов и стоит на первом месте. По остальным предметам также занимает вторые или хотя бы первые пять позиций.

И такая картина складывается на протяжении нескольких лет. Понятно, что результаты ЕГЭ – один из самых важных показателей уровня качества образования в той или иной школе. Поощряется ли такое рвение? «Стимулируют» ли как-либо те школы или гимназии, которые показывают отличные результаты ЕГЭ? Как выясняется, этого в республике не предусмотрено. Более того, учебное заведение, которое по праву можно считать гордостью республики, испытывает недостаток в финансировании даже самого жизненно-важного – зарплаты педагогов.

- Опять нам все урезали. В нашей школе всего 390 учащихся, поэтому норматив маленький. Много раз говорили, что там, где высокое качество обучения – норматив должен быть выше. Но где же, где это повышение? Почему в других городах гимназии и лицеи имеют высокий норматив, а у нас в городе повсюду он один и тот же? – то есть хороший ли результат мы даем или низкий – одно и то же? - недоумевает директор гимназии №59 Евгений Миронов. 

Неоднократно Евгений Михайлович задавал этот вопрос чиновникам, но неизменно получает один и тот же ответ: мол, финансирование стало подушевым, так что сколько учеников – столько и денег. Так что максимально  «оптимизируйся», распределяй с умом стимулирующую часть, словом, живи, как все. Гимназию самого высокого уровня ставят в одном ряду с прочими учебными заведениями. Хотя и несведущему понятно – в учебном заведении, где всего три сотни учащихся никогда не станет денег столько же, сколько там, где школьников порядка 1,5 тысячи. Но маленькое здание 59 гимназии такого количества учащихся не вместит физически, да и задачи «нашпиговать» до отказа гимназию учащимися там нет как таковой. Тем более, что и главная цель внедрения НСОТ - повышение качества обучения. А какое может быть качество, когда в классе 35 учащихся?

Авторы издания о котором идет речь констатируют: «Сравнительный анализ свидетельствует о том, что общеобразовательная подготовка лучше у выпускников гимназий, лицеев, лицеев-интернатов». Однако формальный подход един для всех. Тем ни менее, «одноразовые» дотации гимназии №59 все ж таки выделяли, видя, в каком безвыходном положении она находится. Но  решать вопрос кардинально – в планах нет. Как заявили нам в Министерстве образования и науки, нормативы для школ и гимназий так и останутся одинаковыми для всех. И исключений из правил здесь быть не может.  

Консультант отдела дошкольного и общего образования Татьяна Намоконова:

- Пересматривать норматив для гимназий в пользу увеличения в планах нет. Нормативы идут те же самые. Никаких дополнительных дотаций в этом году не предусмотрено.

Василиса Шишкина, «Номер один». 

Социальные комментарии Cackle
^