26.09.2012
Антимонопольная служба Бурятии попыталась заступиться за пенсионеров перед ТГК-14

С начала года число мест, где за услуги энергетиков можно было заплатить без комиссии, стремительно уменьшалось. В банках, на почте, в расчетных центрах стали вводить комиссии, которые кое-где доходили аж до 4 %. Весной этого года ТГК-14 рекламировала собственные расчетные центры как места, где можно заплатить, не переплачивая. А с началом осени без комиссии заплатить уже не получится нигде. 

Все законно? 

Процесс введения комиссий сверх обычных платежей за тепло и горячую воду шел так, будто нашу власть этот вопрос не касается. Граждане возмущались, СМИ писали проблемные статьи и снимали сюжеты. Но никаких официальных разбирательств по этому вопросу не происходило почти весь год. ТГК-14 ссылалась на какие-то нормативные акты, и выходило так, что все вроде бы законно. Было объяснено, что раньше ТГК-14 оплачивала комиссии «из своего кармана», а теперь это обязанность переложена на плечи потребителей. При этом представители ТГК-14 лукаво заявляли, что энергетики на этом не зарабатывают ничего. Это не совсем так. Отдавая меньше разнообразным посредникам и агентам, ТГК-14 тем самым оставляет у себя больше денег. В масштабах всего Улан-Удэ речь идет о десятках миллионов рублей в год. Это «цена вопроса» - на столько стали больше платить за тепло жители Улан-Удэ.

Можно долго рассуждать о том, законно это или не законно, поскольку законодательство в данной сфере невероятно сложно и запутанно. Это тот случай, когда у двух юристов на один вопрос будет как минимум три мнения. Однако, даже если это и законно, по сути, данное явление есть внеочередное повышение и без того высоких тарифов.  

Мы уже многократно были свидетелями того, как некие меры в той же сфере энергетики сначала объявлялись законными, но затем, видимо после окрика откуда-то сверху, внезапно сворачивались. Так, например, получилось с кампанией по «доначислению» жителям некоторых домов Улан-Удэ многотысячных сумм по итогам года. В этот раз никакого окрика не последовало. А вышла довольно беспомощная попытка сыграть с энергетиками на их поле. 

Последнее тарифное предупреждение 

Республиканская служба по тарифам подала обращение в УФАС по РБ с просьбой разобраться в том, почему ТГК-14 закрыла собственные расчетные центры. При рассмотрении поступивших обращений специалисты УФАС пришли к выводу, что в действиях ТГК-14 есть признаки нарушения законодательства: «навязывание потребителям невыгодных условий договора по оплате услуг тепловой энергии и горячего водоснабжения исключительно через контрагентов по приему платежей». 

«В адрес ТГК-14 вынесено предупреждение о необходимости в срок до 20 октября возобновить прием платежей от населения за услуги отопления и горячего водоснабжения в расчетно-кассовых участках ТГК-14 без взимания комиссии», - сообщили в УФАС. 

В антимонопольном ведомстве отметили, что «в действующие тарифы на тепловую энергию для потребителей на 2012 год включены расходы на содержание расчетно-кассовых центров по приему платежей». Указывается, что на финансирование этого вопроса в тарифе было предусмотрено 64 млн руб. Антимонопольная служба установила щадящий режим исполнения предупреждения для энергетиков – на это отводится целый месяц. 

«С учетом того, что запуск пунктов приема платежей -- процесс небыстрый, был установлен максимально возможный срок», - пояснила газете Татьяна Эрдынеева, начальник организационно-аналитического отдела УФАС по РБ.  

Если у энергетиков будет на то добрая воля, они за этот срок должны вновь взять на свой баланс переданное кассовое оборудование, оформить аренду мест приема платежей и принять на работу кассиров. Но делать этого, как стало известно в понедельник, ТГК-14 не собирается вовсе. Компания официально заявила, что не согласна с предупреждением УФАС и готова оспорить его. 

Новая работа Гемали Гендуновой  

В последних числах августа в Улан-Удэ приезжал заместитель генерального директора ОАО «ТГК-14» по сбыту Юрий Дорфман. Тогда же на пресс-конференции он прояснил позицию компании по поводу комиссий. 

«К сожалению, в тарифе на сегодняшний день затраты на содержание РКЦ предусмотрены в очень малом объеме. У нас в Улан-Удэ 6 полноценных РКЦ. Но открыто скажу – только затраты только 2 из них покрываются тарифом», - сказал на августовской пресс-конференции г-н Дорфман. 

Напомним, по информации УФАС, на содержание РКЦ в тарифе предусмотрено 64 млн рублей. На тот момент Юрий Дорфман не озвучивал планов по полной отмене собственной сети приема платежей. Однако уже тогда решения по передаче всех кассовых аппаратов в некое ООО «ЕИРЦ», а также переуступка арендованных площадей были приняты. 

Как нам стало известно, это общество с ограниченной ответственностью не так давно было учреждено самой компанией «ТГК-14», а директором там работает бывшая высокопоставленная сотрудница администрации города Гемаля Гендунова. 

Таким образом, компания «ТГК-14», с одной стороны, уменьшает свои затраты на сбор платежей (несмотря на предусмотренные на эти цели в тарифе миллионы рублей), с другой стороны, через подконтрольную фирму получает с населения, платящего по счетам через РКЦ, комиссию. Двойная выгода.

Прогнозы  

Судя по всему, решение УФАС о восстановлении собственных пунктов приема платежей в срок выполнено не будет. Спор переместится в суды, где будет длиться месяцами. А там уже вступят в силу тарифы следующего года, и начинать разбирательства надо будет заново. Возможно, по итогам этих споров ТГК-14 даже будет оштрафована на несколько тысяч рублей. Станет ли от этого легче горожанам? Думается, нет. «Бескомиссионные» платежи окончательно уйдут в прошлое. Точнее, заплатить без комиссии будет возможно только через Интернет на сайте ТГК-14 по банковской карте. Этот способ доступен только для граждан, активно пользующихся современными технологиями, которых, наверное, эти 1,5 % комиссии не очень-то и волнуют. А пенсионеры, для которых даже само слово «Интернет» не очень понятно, будут дополнительно платить по 20-40 рублей. 

Еще один вопрос. В связи с тем, что энергетики перестали самостоятельно осуществлять прием платежей, будет ли на соответствующую сумму в следующем году снижен тариф? Ведь сейчас получается, что в тариф заложено содержание пунктов приема платежей, которые уже распущены.

Логичным было бы сокращение тарифа на соответствующую сумму. Однако на этот счет пока никаких решений принимать никто не торопится. 

Петр Санжиев, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^