17.10.2012
На прошлой неделе в столице Бурятии прошел круглый стол по транспортной проблеме

Пробки – это зло, с которым нужно бороться, в этом городские чиновники согласны полностью, но их методы решения проблемы оказались, мягко говоря, странными.

Больше дорог – больше пробок  

По мнению чиновников, проблему пробок может решить лишь расширение дорог, строительство новых мостов и развязок, сокращение пешеходных переходов и перекрестков. Но почему-то никто не вспомнил, что, несмотря на все эти меры, за последние пять-шесть лет количество, величина и продолжительность пробок только увеличивались. Можно сказать, что единственным очевидным результатом всех мер по борьбе с пробками стало пошатнувшееся финансовое состояние города. 

Не было сказано главное - причиной пробок в большинстве своем является безудержное увеличение количества частных машин на дорогах города. А раз так, то никакие расширения дороги не решат проблему в целом. Машин будет только больше, и чем удобнее будет по ним ездить, тем больше их будет. И проблемы будут только нарастать, сколько ни строй новых развязок и подземных переходов. 

Принципиальная задача городских властей лежит в двух плоскостях. Первое – ограничение количества частных машин на дорогах или, как минимум, в центре. Второе – развитие общественного муниципального транспорта и всемерное поощрение езды на нем. 

На круглом столе про развитие общественного транспорта было сказано лишь то, что нужно сократить число пешеходных и автомобильных пересечений трамвайных линий, а также то, что вместо микроавтобусов должны ездить автобусы большей вместимости. 

Это правильно, но эти инициативы ничего не дадут, если не будет решена проблема пробок. Трамвай не везде идет, а на других направлениях автобусы будут стоять в пробке, так же как и все другие машины. Для того чтобы автобусы стали популярнее, их нужно избавить от пробок, как и трамвай. Но сделать это без сокращения движения частного автотранспорта очень сложно. 

Невъездной центр  

Потому первостепенной задачей городских властей является ограничение поездок на личном транспорте. В некоторых европейских городах центр города, куда стекается население утром и разъезжается из него вечером, полностью закрыт для всех видов транспортных средств, кроме общественных. Многие муниципалитеты убирают из центра бесплатные парковки, а оставшиеся превращают в платные. 

Что делается в последнее время в Улан-Удэ? Нечто прямо противоположное. В конце лета на площади Советов была создана дополнительная парковка, для чего была перегорожена часть брусчатки. Благими пожеланиями руководствовались инициаторы или нет, но получилось так, как будто эти люди ненавидят жителей столицы. Мало того что парковка получилась неудобной для автомашин – въехавшим туда водителям выехать становится тяжелым испытанием. 

Мало того что пешеходам стало сложнее перейти улицу и лавировать между плотно поставленных машин. Как трудно придется матери с ребенком в коляске или инвалиду, можно только представить. Но худшее состоит в том, что эта парковка дополнительно привлекает сотни машин в центр города. 

Обитаемый остров  

Спецификой Улан-Удэ является то, что его центр представляет собой своеобразный остров, ограниченный со всех сторон реками Селенга, Уда и железной дорогой. Для въезда туда есть три пути – со стороны Левого берега по двум мостам через Селенгу и протоку, со стороны улицы Бабушкина по Удинскому мосту и со стороны проспекта 50-летия Октября под тремя путепроводами. Это такие маршруты, которые без колоссальных финансовых вложений расширить и, тем самым, увеличить пропускную способность невозможно. 

Для этого придется строить новые мегамосты, путепроводы и т.д. Тратить многие миллиарды рублей. Уже сейчас пропускная способность этих бутылочных горлышек не справляется с движением транспорта в центр и обратно. Ежедневно в этих местах в часы пик образуются пробки, «счастливыми» участниками которой становятся тысячи человек. Они едут на работу утром, а вечером с работы на своих личных авто.

Ведь на своей машине удобнее добраться, тем более что там есть много парковок, а если места недостаточно, то можно поставить машину в неположенном месте, благо эвакуаторов пока мало. Если город открывает новые парковки, это дает дополнительный стимул автомобилистам пользоваться своим личным авто. Зачем ехать на автобусе или на трамвае, если в центре города, прямо на площади можно припарковать своего «коня» хоть на сутки, превратив площадь в свой личный бесплатный гараж?

Сокращение бесплатных парковок в центре является сегодня насущной необходимостью, выиграют от которого через некоторое время сами автолюбители. Городу же надо вести жесткую и непримиримую борьбу с паркующимися где попало автомобилями, т.к. они мешают движению общественного транспорта и пешеходам. В конце концов, такая борьба также будет дестимулировать автомобилистов пользоваться своей машиной для въезда в центр. 

Любовь зла  

На круглом столе чиновники заявили, что готовы делать все, лишь бы автомобилистам было удобно. Предполагается увеличение парковочных мест, в частности мэрия собирается обязать предпринимателей при постройке торгового или развлекательного центра строить парковку при нем.

Автомобильные общественники также готовы внести свою лепту в превращение города в гигантскую автостоянку. Общественник Юрий Скляров справедливо отметил, что нужно любить своих граждан, что не нужно ограничивать их желание ездить на своей машине. 

Любовь, получается, несколько своеобразная. Предполагается делать все, чтобы машин в центре стало еще больше, а значит, стало больше и пробок. 

«На мой взгляд, площадь Советов вообще нужно сделать одной большой парковкой. Это деловой центр, туда приезжают люди, которые не могут себе отказать в удовольствии или необходимости пользоваться своим автомобилем. Люди все равно будут приезжать туда на машинах», - сказал он. 

Улан-удэнцев можно только пожалеть, если это предложение будет услышано «наверху». Ведь тогда город встанет окончательно, с гигантской парковки на площади невозможно будет ни выехать, ни въехать. Для пешеходов площадь будет закрыта однозначно, не говоря уже о туристах - из-за тесноты, опасности ДТП, уровня загазованности и шума. Надо думать, что если и тогда проблема пробок не будет решена (а ситуация гарантированно только ухудшиться из-за притока все новых машин), общественники предложат вырубить голубые ели и оборудовать вместо них дополнительные парковочные места. 

«Дайте слово Склярову, у него всегда дельные советы», - говорил на обсуждении Алексей Хандархаев. Вероятно, сценарий, предложенный Юрием Скляровым, уже взят на реализацию. 

Опыт других городов  

«Мы же изучали эту проблему и опыт других городов», - сказал Алексей Хандархаев, отвечая на наше предложение о сокращении числа бесплатных парковок. Но именно опыт других городов показывает, что одним строительством мостов и развязок проблему пробок не решить. Буквально на этой неделе губернатор Приморья озаботился пробками во Владивостоке. Там в преддверие саммита АТЭС были потрачены миллиарды долларов на строительство мостов, ремонт и строительство дорог, но к уменьшению пробок это не привело, а наоборот, ситуация только ухудшилась. 

Конечно, тут не идет речь о том, что хорошие дороги городу не нужны. Улучшать дороги, конечно, нужно. Но если попутно не будет ограничиваться езда на личном авто и поощряться движение на общественном транспорте, это приведет только к новым еще более серьезным пробкам. При хороших дорогах и изобилии парковок все больше граждан будет переходить с автобусов и трамваев на личные авто, что не есть хорошо. Но если при тех же хороших дорогах парковок будет мало, а автобусы и трамваи будут комфортные и дешевые, то пойдет обратный процесс. 

Владимир Бадмаев, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^