31.10.2012
Единые проездные могут стать причиной конфликта

Заявленный проект введения единых проездных на городских маршрутах Улан-Удэ может натолкнуться на противодействие водителей. Они не желают пока получать деньги от мэрии вместо пассажиров, боясь задержек с оплатой. 

Проезд по карточкам 

Напомним, в октябре Министерство транспорта России решило создать единую методику расчета тарифов на пассажирский транспорт в стране. В Улан-Удэ весьма бойко заявили о внедрении, по сути, нового для регионов проекта. 

«Деньги пассажиров должны «падать» в городской бюджет, а бюджет при заключении договоров с перевозчиком должен вводить фиксированную плату. То есть у него (перевозчика) пропадает интерес поиска хитрых путей, типа увеличить скорость или не выпустить машину в тот момент, когда меньшее количество пассажиров, а наоборот, увеличить в пиковые часы. Он просто работает, предоставляя транспортную услугу», - рассказал и.о. руководителя комитета по транспорту Улан-Удэ Андрей Баскаков. 

Иначе говоря, кардинально изменяется цепочка хождения денег. Уже мэрия платит юридическим лицам за предоставленные услуги по обслуживанию населения. А те в свою очередь расплачиваются с водителями в виде заработной платы. Таким образом, водитель навсегда лишается живых денег напрямую от пассажира. 

В свою очередь, для пассажира перемены будут не менее глобальны. Если сегодня жители отдают деньги за проезд непосредственно водителю, то в будущем можно будет ездить по карточке, купленной в киосках. Улан-Удэ вернется в системе проездных билетов, только в более современной упаковке. 

Мэр города Улан-Удэ Геннадий Айдаев уже поручил профильным комитетам изучить этот вопрос. По словам Андрея Баскакова, сроки введения новой системы еще не ясны. «Нам была поставлена задача изучить и представить предложения, что мы и сделали», - сообщил глава комитета. 

По его словам, такая форма расчета работает во всех цивилизованных городах, хотя имеет как свои минусы, так и плюсы. Последних, по словам чиновника, гораздо больше, и он высказался за ее введение в нашем городе. Действительно, если водитель маршрута будет получать зарплату вне зависимости от того, сколько пассажиров он перевез, исчезнет проблема перегруженности прибыльных маршрутов и, наоборот, недостаточности автобусов на маршрутах невыгодных. Перевозчик должен будет лишь точно соблюдать график прохождения по маршруту. 

«Маршрутки» категорически против  

По мнению Андрея Баскакова, перевозчики будут заинтересованы в том, чтобы не его водители собирали деньги на маршруте, «а он сам цивилизованно получал за предоставленную услугу оговоренные договором суммы. И он ее фиксированно получает, уходя от принятых сейчас расчетов». Как оказалось, власти и предприниматели по-разному видят проблему. 

Впрочем, самим перевозчикам изменения не пришлись по душе. «Я против. Мы все время бежим вперед паровоза. В Москве только вводится, и сразу в Улан-Удэ давайте вводить! Это я сказал на совещании, когда мы в свое время обсуждали. Не нужно бежать впереди паровоза, а хотя бы подождать немножко», - заявил директор транспортной компании «Колонна № 8» Юрий Мухаметчин. Он предложил посмотреть, как решат проблему сначала в крупных городах, и только после этого начать вводить в Улан-Удэ. 

С ним согласился и директор компании «Сибирь-авто» Владимир Микулинский: «Мы категорически против этого!». Он усомнился в том, что перевозчикам удастся легко получить свои заработанные деньги от муниципалитета, и напомнил судьбу муниципального автотранспортного предприятия, которое развалилось именно из-за невыплаты зарплат водителям. 

Простые водители также не видят необходимости в изменении формы оплаты за проезд. По их мнению, все это направлено на отнимание у них денег, что негативно скажется на их кошельке. Кроме того, водители волнуются и за свои рабочие места. Директора улан-удэнских пассажирских компаний могут посадить за руль, буквально, гастарбайтеров. Значительно сократив расходы бизнеса за счет низкой заработной платы. 

И вообще, перевозчиков можно понять. Ведь сегодня сфера пассажироперевозок является совершенно непрозрачной. Никто, кроме самого водителя, не знает, сколько он перевез пассажиров за день, неделю, год... Соответственно, также неизвестно, даже налоговым органам, сколько он заработал денег. 

В общем, пока инициатива мэрии была принята в штыки. 

Проездные как решение проблемы пробок.  

С другой стороны, введение подобного механизма стало бы первым шагом на пути избавления города от пробок. Поскольку удобный общественный транспорт станет самым мощным аргументом в пользу того, чтобы жители не выводили своего железного коня из гаража. Но для этого нужен контроль над работой пассажирского транспорта, что при сегодняшних технологиях становится очень даже простой задачей. 

По информации комитета по транспорту Улан-Удэ, из 1400 единиц пассажирского транспорта 1164 оснащены навигационным оборудованием. К 1 января тринадцатого года уже сто процентов автобусов должны быть оборудованы навигаторами. 

Почему бы не предоставить эти данные для открытого доступа на специальном сайте или разделе городского сайта в виде активной, обновляемой карты с определением местонахождения отдельных автобусов? Это позволило бы пассажирам не только участвовать в контроле за соблюдением маршрутками графика, но также планировать свой маршрут через мобильные интернет-устройства. Во всяком случае, такое решение стало бы логичным и оправданным шагом, притом не очень дорогим, но превращающим общественный транспорт в более удобное средство передвижения, чем личная машина. 

Владимир Бадмаев, «Номер один».

 

Социальные комментарии Cackle
^