14.11.2012
Уже несколько лет Роспотребнадзор и правоохранительные органы республики завалены жалобами на недобросовестность некоторых агентств недвижимости. Люди обращались в агентства с надеждой взять в аренду жилье. Хитроумные риелторы заключали с гражданами договоры «об информационном обслуживании», и люди квартир не дожидались. Теперь риелторы поступают с людьми еще более цинично и изощренно, чем прежде.

Так, сразу несколько жалоб поступило в нашу редакцию на так называемый «Департамент городской недвижимости». 

Дарима Ивановна Цыренова, жительница Иволги, выбрала именно это агентство недвижимости, исходя из соображений, что у данной организации сразу несколько офисов, расположенных по всему городу. Кроме того, организация занимается еще и другими услугами, например, поиском работы. Однако раньше времени завоеванное доверие очень скоро улетучилось. После того как пожилая женщина заплатила две тысячи рублей и подписала заветный договор об информационном обслуживании, вдруг начали происходить довольно загадочные события. 

- Договор она заключила в офисе, который расположен в «Сагаан морине». Ей тут же дали сразу 7 телефонных номеров, - рассказывает племянник Даримы Цыреновой Вениамин Ванжилон. – Она обзвонила всех и с тремя гражданами из списка договорилась встретиться. С одним через полчаса, потому что их квартира находилась рядышком – на «Октябре». С другими через час, и с третьими через два часа.  

Удивительно, но по удивительной случайности ни с одним из них ни поговорить конкретно о деле, ни посмотреть квартиры так и не удалось. 

- Сколько времени можно добираться от «Элеватора» до «Октября»? Она пришла раньше назначенного времени, минут за 15-20, но ей сообщили, что квартира сдана за несколько минут до ее прихода. По второму адресу ей сообщили, что жильцы съехали, забрав ключи с собой. По третьему адресу человек, который обещал с ней встретиться через два часа, просто не брал трубку, - рассказывает Вениамин.  

Необъяснимые вещи происходили и со всеми остальными контактами. 

-- По другим номерам ее спросили: «Вы славянская семья? Нет? Ну, простите, нам нужна славянская». Еще по одному номеру переспросили: на длительный срок она хочет или на короткий? Понятно, что оказалось, что вариант ответа Даримы Ивановны их снова не устроил. И, наконец, по последнему из номеров нам ответили, что, мол, извините, мы уже сдали через другое агентство, - говорят Цыреновы. 

«Все ушло на амортизацию»

Оставшись ни с чем, Цыреновы поняли, что их обманули, и потребовали вернуть свои деньги обратно. Но не тут-то было.  

- Были долгие переговоры. Потом я кое-как вышел на руководителя агентства Ирину Владимировну Тихомирову, которая мне заявила, что у них впервые создалась такая конфликтная ситуация. Но деньги возвращать они отказались, сказав, что единственное, на что могут пойти, – это вернуть 400 рублей. Мол, остальное ушло на «амортизацию», рассылку СМС и прочее, - жалуется Вениамин.  

Молодой человек на этом не успокоился и решил провести собственное маленькое расследование. Начал расспрашивать офисных соседей риелторов. Все они признались, что в «Департамент городской недвижимости» частенько ходят люди с жалобами, ругаются. Требуют вернуть деньги. Причем это не только желающие взять в аренду жилье, но и безработные, которым не предоставили настоящие варианты трудоустройства. 

- Так я понял, что наша жалоба была отнюдь не первой и уж, конечно, далеко не единственной. Тогда я пошел еще дальше. И попробовал позвонить по одному из номеров, предоставленных агентством, прямо в их офисе. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что телефон зазвонил у девушки, работающей в этом агентстве! Она подняла трубку, но потом увидела, что звоню я, и сразу сбросила вызов, - возмущается Вениамин.  

Еще более удивился молодой человек, когда в ответ на его жалобы он услышал от руководителя агентства, что он все это придумал для того, чтобы «нанести имиджевый и репутационный урон» их организации. От такой наглости у Вениамина руки опустились. Он понял, что вернуть деньги ему не удастся. 

Корреспондент «Номер один» побывал в одном из офисов «Департамента городской недвижимости» (тот, что находится на Бабушкина, «Телецентр»). Случайное совпадение или нет, но как раз в момент прихода журналиста две девушки разговаривали с риелторами по тому же поводу, что и Вениамин. Они возмущались, что им не предоставили ни одного реального варианта. 

Сотрудник агентства по имени Петр, узнав, по какому поводу их агентство посетил журналист, от комментариев категорически отказался. Он только записал номер телефона редакции, пообещав, что хозяйка агентства лично перезвонит корреспонденту и даст разъяснение. Но ни в этот день, ни в другие последующие дни мы звонка так и не дождались. 

Снова сказочные отговорки   

Зато комментарий с удовольствием нам дали те самые девушки, которые были в офисе, когда его посетил корреспондент. Они рассказали нам свою историю «сотрудничества» с данным агентством. 

- Когда мы обратились в это агентство, то сразу предупредили, что нам нужно найти двухкомнатную квартиру в течение двух суток. Нам сказали: да, мы найдем. На самом деле ни одного нормального телефона нам так и не дали ни через два дня, ни позже, - жалуется еще одна клиентка агентства Елена Чешева.  

Двум девушкам-студенткам в погоне за жильем пришлось выслушивать еще более невероятные версии, чем Вениамину: 

- Например, одна женщина сначала не могла встретиться с нами, объясняя это тем, что она работает в Аэропорту и возвращается очень поздно. Потом обещала по пути с работы забрать нас с автобусной остановки и вместе поехать смотреть квартиру. Мы ее ждали минут сорок на остановке, но ее все не было, и телефон не отвечал. Потом трубку взял какой-то мужчина и сообщил, что нашел телефон в маршрутке и что он не знает ни о каких квартирах, - рассказывает Елена.  

Елена точно так же, как Вениамин, попробовала позвонить на один из выкупленных ею номеров прямо в офисе компании. В ответ стал трезвонить мобильник одного из сотрудников агентства. Как и Вениамин, девушки пришли к выводу, что сотрудники агентства продают липовые номера своих знакомых, друзей, коллег, которые потом столь артистично и изощренно придумывают различные отговорки. 

Это мошенничество  

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Галина Оболова об этой проблеме наслышана и советует гражданам прописывать в договоре все нужные условия дополнительно: 

- Люди жалуются, что им дают адреса, которые не существуют или которые уже заняты. Это обман, конечно, а доказать что-то потом очень сложно. Поэтому договор необходимо читать очень внимательно и вписывать свои условия. Или же проверять, звонить по предоставленным номерам прямо в офисе агентства, не выходя из него, - советует Галина Николаевна.  

В том случае, если в агентстве продают номер телефонов своих же сотрудников, налицо банальное мошенничество. И этим уже должны заниматься правоохранительные органы. 

- К таким действиям риелторов относится статья 159 УК «Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Согласно данной статье, нарушители наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года. Либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет, - говорят в пресс-службе МВД по РБ. 

Народное возмездие  

Юрист Аграфена Грудинина советует всем пострадавшим обращаться в суд: 

- Очевидно, что нарушены права потребителя. Потому что информация людям предоставляется недостоверная, это обман. В идеале такие услуги должны предоставляться следующим образом: сотрудник агентства предварительно должен сам обзвонить все имеющиеся варианты, а затем выехать вместе с клиентом по адресам. Затем, когда вариант выбран, риелтор проверяет документы собственника квартиры (чтобы убедиться, что жилье - его собственность). И, наконец, тут же, в присутствии риелтора заключается договор об аренде.  

Предоставляют ли в нашем городе услуги таким вот идеальным способом, нам не известно. Но очевидно: далеко не все пострадавшие будут писать иски в суд или обращаться в полицию – слишком хлопотно. Зато появился новый способ добиться, по крайней мере, морального удовлетворения. Вениамин Ванжилон разместил на своей страничке «ВКонтакте» сообщение, в котором вкратце рассказывает о том, как его обмануло конкретное агентство, указав и его название и адреса. Это сообщение уже прочитали и отметили 139 человек, и сообщение продолжает путешествовать по просторам Интернета. Его копируют, читают, обсуждают. 

- А это значит, что как можно меньше людей попадутся на их удочку, люди будут предупреждены о такой опасности, - говорит Вениамин. 

Василиса Шишкина, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^