12.12.2012
Строительная фирма может «подарить» 75 миллионов государству на крупном дорожном подряде

Дорога «Улан-Удэ - Курумкан» продолжает удивлять количеством конфликтных ситуаций. На этот раз произошла история, достойная премии Дарвина (приз за самые глупые достижения). В то время как большинство других строителей подозревают в расхищении государственных средств, одна иркутская компания, пожелавшая участвовать в этом строительстве, рассталась с 75 миллионами, рублей, которые могут уйти в доход государства. 

Премия Дарвина виртуально выдается людям, которые наиболее глупым образом ушли из жизни, «тем самым лишили себя возможности внести вклад в генофонд человечества». В нашем случае иркутская компания «Мехколонна-137» может поставить под сомнение собственное существование, если отдаст в доход государства сумму в 75 миллионов рублей и тем самым не сможет внести свой весомый вклад в экономику Бурятии.  

Все было хорошо 

Развивалась история поначалу весьма спокойно и привычно. В феврале 2012 года появилось извещение о проведении аукциона в электронной форме на госконтракт по реконструкции автомобильной дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан - Новый Уоян, 39-64 километры.

Разыгрывалось на аукционе право освоения 1,2 миллиарда рублей. Победителем была признана иркутская компания ООО «Мехколонна-137». Для того чтобы поучаствовать в крайне удачном для себя тендере, в рамках действующего законодательства и условий аукциона, «Мехколонна» вносит залог в 75 миллионов в виде финансового обеспечения заявки на участие в аукционе. 

Уже победитель аукциона, думающий, как он отлично построит целых 25 километров дороги, «Мехоколонна-137» принялась завершать процедуры по оформлению госконтракта.

Обыденная вещь в наши дни – победитель тендера на строительные объекты обычно до начала работ вносит 30 процентов от стоимости контракта на банковский счет. Называется это – обеспечение выполнения контракта. 13 марта 2012 года победитель получил проект госконтракта. Через три дня его подписал и приложил к нему документ в виде банковской гарантии на сумму 404,6 миллиона рублей, выданной «Ситибанком».

В свою очередь, заказчик - Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия - провел не более чем обычные процедуры в таких случаях, проверил подлинность документов. Внезапно случилось недоброе.

«Спалились на мелочи»

«Ситибанк» на запрос отправил уведомление: «настоящим доводим до вашего сведения, что ЗАО КБ «Ситибанк» гарантию от 15 марта 2012 года на сумму 404 655 114 рублей не выпускало».

Шоковая ситуация для всех участников мероприятия. В том числе и для «Мехколонны-137», делавшей банковскую гарантию через посредников. Которые то ли их кинули специально, то ли «всего лишь» недоработали. В свою очередь, заказчик мало того, сразу прекратил воспринимать иркутян в качестве потенциальных строителей, но еще и в протоколе об отказе от заключения госконтракта написал черным по белому: «Денежные средства, внесенные победителем аукциона, не возвращаются».

Сухая формулировка означает, что залог в виде 75 миллионов рублей на участие в аукционе «переходит в зрительный зал», то есть в доход государства. «Мехколонна» не только не заработала денег на строительном подряде в Бурятии, но и «влетела» на рекордные 75 миллионов. Этим делом не ограничилось. Антимонопольная служба России в июне 2012 года, вдогонку к прямым убыткам компании, еще и вносит «Мехколонну-137» в реестр недобросовестных поставщиков. По сути, это «волчий билет» на дальнейший бизнес.

Надобно пояснить, что банковская гарантия – это не живые деньги, которые можно украсть. Это всего лишь констатация доверия банка к предприятию на определенную сумму и рекомендация остальным участникам бизнес-процесса. Абсолютно обыденная процедура – сотни компаний ежедневно обращаются в российские банки за подобным.

Оплошность или ротозейство?

В данном случае участники дела не видят мошенничества со стороны «Мехколонны», но между строк в судебных решениях удивляются беспримерной то ли оплошности, то ли ротозейству. Менеджеры предприятия просто недоработали на этом участке работы и не проверили до конца, дошли ли документы и подтвердил ли банк гарантию. Вероятно, случился синдром «автопилота».

Те же судьи московских арбитражных судов, в которых продолжаются дела, пишут в решениях: ООО «Мехколонна-137» не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при оформлении банковской гарантии через посредников, не уточнило в банке факт выдачи банковской гарантии до момента окончания регламентированного срока.

Случай, безусловно, уникальный в своей глупости. Известная компания, не «пустышка», с опытом освоения крупных контрактов, теряет миллиардный подряд и, судя по всему, 75 миллионов рублей на таких пустяках. Кроме того, если «Мехколонна-137» еще и не сможет опротестовать включении себя в реестр недобросовестных поставщиков, то на бизнесе недолго и крест поставить. И все это из-за одного тендера. Дорога «Улан-Удэ – Курумкан – Новый Уоян» бывает беспощадной по отношению к многочисленным строителям, желающим на ней заработать.

Виктор Золотарев, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^