23.01.2013
9 января в 8 утра Управление автодорог «Южный Байкал» заключило контракт суммой в 2,6 млрд рублей с малоизвестной фирмой «Монолит» на содержание трассы М-55. Мы писали о скандалах, которые сопровождали аукционы по этому крупному подряду. Но теперь выясняются новые подробности сделки с далеко идущими последствиями.

Аукционная эпопея 

Характерной особенностью эпопеи с этим аукционом являлось то, что Управление автодорог на протяжении долгого времени упорно пыталось избежать конкуренции. Под надуманными предлогами чиновники отклоняли заявки «неправильных» претендентов, чтобы оставить одного-единственного участника и отдать ему подряд без торгов и снижения цены. Первый раз 2,6 млрд рублей отдали фирме, которая никогда не занималась ранее дорожным строительством. После скандала ее заменили на более подходящую, но все же небольшую компанию «Монолит». Второй аукцион «выиграла» именно эта фирма. Тем не менее спорные решения аукционной комиссии раз за разом отменялись Федеральной антимонопольной службой, аукцион возвращался на стадию приема заявок.

Тогда под конец 2012 года руководство Управления автодорог пошло ва-банк. Чтобы все-таки не допустить конкуренции и отдать подряд в «надежные руки», чиновники провернули рискованную операцию. В последний рабочий день уходящего года (если быть точнее, в 22 часа 51 минуту) за считанные мгновения они, наплевав на законы и процедуры, провели новый конкурс: открыли прием заявок и тут же закрыли его. Естественно, что не посвященные в планы чиновников претенденты подать документы не успели. Тогда чиновники объявили победителем единственного участника – фирму «Монолит». Если бы такое произошло не 29 декабря, операция не удалась бы, эти совершенно противозаконные действия были бы пресечены контролирующими органами. На руку чиновникам сыграли длинные новогодние каникулы. Срок, в который можно было бы опротестовать незаконные действия аукционной комиссии, пришелся на выходные дни, и 9 января контракт с «Монолитом» был заключен. Наверняка, первые деньги со счетов государства уже ушли. Теперь помешать чиновникам «осваивать средства» можно только путем долгих судебных тяжб, в течение которых с бюджетными деньгами может произойти все, что угодно. Причем государство, даже если деньги попросту умыкнут, вернуть их не сможет. Судя по всему, подряд «ушел» в фирму «Монолит по подложным документам.

Подлог 

В качестве обеспечения выполнения работ по содержанию трассы «Монолит» предложил государству банковскую гарантию от «Мострансбанка» на сумму 269 млн рублей – 10 % от цены контракта.

Банковская гарантия - не пустая формальность. Это залог того, что госзаказчик, в случае ненадлежащего исполнения подряда, сможет взыскать с нерадивого исполнителя деньги. Выдавший гарантии банк по требованию заказчика перечислит деньги государству и уже сам будет разбираться со своим проштрафившимся клиентом.

Гарантия от «Мострансбанка» на 269 млн рублей была принята аукционной комиссией без вопросов. Хотя задать их фирме «Монолит» и банку следовало бы. Как оказалось, банк не мог выдать эту гарантию «Монолиту», поскольку не обладает достаточным капиталом.

Согласно инструкции Центрального банка № 110-И ЦБ «Об обязательных нормативах банка», величина максимального риска на одного клиента не должна превышать четверти от капитала банка. Сумма гарантии, как мы помним, составила 269 млн рублей. В то же время по состоянию на декабрь 2012 года весь капитал банка составлял 280 млн рублей (эта информация опубликована на сайте ЦБ РФ). Такое может быть лишь в двух случаях. Либо банковская гарантия попросту поддельная, либо банк выдал гарантию незаконно, нарушив инструкции Центрального банка РФ о максимальном размере риска на одного заемщика.

Тяжкие последствия 

Информация о возможном подлоге в этом аукционе уже имеется в правоохранительных органах Бурятии. Сейчас решается вопрос о начале проверки в отношении банка и фирмы «Монолит».

Если гарантия поддельная, должно быть возбуждено уголовное дело по факту подделки документов и возможному мошенничеству. Если «Мострансбанк» все-таки выдавал гарантию, у него возникнут проблемы. Ему грозит наказание от Центрального Банка России вплоть до лишения лицензии. В обоих этих случаях гарантия, выданная «Монолиту», является юридически ничтожным документом. Это, в свою очередь, ставит под вопрос нормальное исполнение контракта по содержанию трассы М-55, по которой все мы ездим.

Требование об обязательном обеспечении контракта появилось в законе о госзакупках неспроста. Это средство борьбы с фирмами-однодневками, которые брали государственные деньги, а потом исчезали в неизвестном направлении, оставляя после себя недоделанные работы и пустые счета. С «Монолитом» вполне может произойти что-то подобное.

Артем Самсонов, «Номер один».

^