13.02.2013
В Бурятии принимают новый закон об образовании

В 2013 году в России вступит в силу новый закон «Об образовании». Бурятия также готовит свой закон на эту тему, до 20 февраля будет вестись его общественное обсуждение. Что это за законы? Какими будут последствия их принятия? Почему вокруг столько споров? Эти вопросы мы задали председателю республиканской общественной организации «Учителя Республики Бурятия» Геннадию Федику.  

- Новый закон воспринимается многими неоднозначно, по стране уже проходят митинги против этого документа, растет социальное напряжение. Почему? 

- Мы получили документ, который писали неспециалисты, абсолютно не понимающие значения образования и его перспективы. Например, не прописаны права основного работника образовательной организации – учителя. На сегодня у него очень много обязательств, на нем лежит большой груз ответственности, а прав никаких нет. 

Отсутствует статья по правам и обязательствам родителей или опекунов. Сегодня родители практически за время пребывания ребенка в стенах школы не несут никакой ответственности. Не отвечают за пробелы в воспитании своих детей. В настоящее время педагогический коллектив не в состоянии как-либо подействовать на ошибочные действия родителей или опекунов. Грубо говоря, ребенок может вести себя в школе как захочет, а родители могут не реагировать на это. 

Полностью отсутствует статья об Управляющих и Попечительских советах образовательных организациях, где четко были бы прописаны их права и обязанности. Так что работать дальше они будут практически в правовом вакууме. 

- В прошедшем году много копий было сломано относительно того, нужно или нет повсеместно в школах изучать бурятский язык. В новом законе этот вопрос разъясняется? 

- В этом вопросе республиканский проект закона отличается от российского. В законе «Об образовании» Российской Федерации четко прописано, что второй государственный язык изучается учащимися на добровольной основе. В республиканском проекте записано иначе: «Преподавание и изучение бурятского языка, как государственного языка Республики Бурятия, является обязательным».  

Как должно быть по общероссийскому закону? В конце учебного года администрация школы должна проводить работу с родителями, определить количество желающих изучать бурятский язык. На основании полученных заявлений администрация школы формирует группы или классы, заказывает учебники, приглашает специалистов, и работа идет своим чередом. У нас в республике такой работы не проводится, под административным давлением просто обучают всех подряд. 

Я уверен, что необходимо сделать все для того, чтобы бурятский язык в республике развивался. Язык – культура нации. Его надо признавать и развивать. Но делать это нужно корректно, не обостряя межнациональные отношения. И уж конечно, не используя методы принуждения и насилия. 

- В новом законе сказано, что нижний порог зарплат учителей не может быть ниже средней зарплаты по экономике региона. Значит, есть и хорошие моменты? 

- Вы знаете, средняя зарплата педагогов и сейчас в республике вроде бы неплохая. Но когда руководители республики говорят, что средняя зарплата учителя по республике 21,8 тысячи рублей, то забывают отметить, что это за 1,3 ставки, т.е. не за 18 часов нагрузки, а за 24 часа. За 18 часов зарплата составляет примерно 17 тысяч. То есть средняя нагрузка педагогов – 24 часа. Многие учителя набирают и по 30 и более часов, только чтобы увеличить свою зарплату. Хотя уже давно определено и выверено, что именно ставка в 18 часов наиболее оптимальна. При такой нагрузке учитель в состоянии дать качество преподавания, а не акцентироваться на количестве и быть словно «загнанная лошадь». 

К примеру, министр или глава республики не работают на нескольких ставках, не берут работу дополнительную, чтобы себя прокормить. Почему учителей ставят в такие условия, а потом еще и бахвалятся их «высокой» средней зарплатой?  

- Какие еще есть неясности в законе? 

- Не отрегулирована по республике оплата за классное руководство. Отсутствует такое понятие, как оплата учителю за служебную командировку, это он делает за свой счет. По-прежнему непонятным остается финансирование общего образования в республике. В новом законе «Об образовании» Республики Бурятия должно быть четко прописано, какой процент от общего финансирования идет на учебно-воспитательный процесс, какой - на вспомогательно-педагогический и обслуживающий персонал. Не прописано четко, сколько выделяется финансов отдельной строкой на приобретение учебников, по каким предметам и для каких классов. По-прежнему неясной остается политика в отношении гимназий, лицеев. Они, как и прежде, будут финансироваться и существовать так же, как и общеобразовательные школы.  

- Какие еще новшества принесет новый закон? 

- Среднее образование останется бесплатным, но в пределах государственных стандартов. За остальное придется платить. 

Новый закон отменяет целый ряд льгот. В вузах сократят количество бюджетных мест, в том числе для военнослужащих и детей-сирот. Есть и плюсы: сельские педагоги получат право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Молодым специалистам-педагогам будет производиться ежемесячная стимулирующая выплата в течение трех лет, а также единоразовые выплаты за первый, второй и третий годы работы.

Со следующего учебного года плата за детский сад может резко увеличиться. Из нового закона исчезло ограничение, что родительская плата за присмотр и уход в детских садах не должна составлять более 20 % реальной цены для обычной семьи и более 10 % для многодетной. Отдать детей в садик многим станет просто не по карману. Отменены надбавки за ученые степени и звания для преподавателей - докторов, кандидатов, доцентов и профессоров. 

Из нового закона исключено действующее сейчас положение о запрете на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений. А как у нас проходят приватизации и чем заканчиваются, всем известно. 

ПТУ больше не будет. Профессиональное образование будет начинаться с колледжей и техникумов.  

Кроме того, изменилось само определение школ. Когда-то было определение «школа», потом образовательное учреждение, а теперь и вовсе «образовательная организация». Понятия «школа» официально больше не существует. Для чего это делается – непонятно. 

- Могут ли неравнодушные граждане, например, простые учителя каким-то образом повлиять на то, чтобы их насущные вопросы были учтены на законодательном уровне? 

- Да, конечно. Почему-то очень ограниченное время дается жителям республики на обсуждение проекта закона. Уже до 20 февраля все дебаты должны закончиться. В этот срок во всех школах республики должны будут проводиться собрания, обсуждения. При этом очень важно, чтобы все работники образовательных организаций, родительская общественность и депутаты всех уровней приняли активное участие в обсуждении данного проекта. Будущий закон «Об образовании» Республики Бурятия должен быть органичным, удовлетворяющим в первую очередь родителей учащихся, как заказчиков образования, так и самих учащихся, и, конечно, педагогов. Я приглашаю к диалогу всех и жду от них предложения и замечания, которые впоследствии будут объединены в единый документ и представлены на рассмотрение в Народный Хурал, министерству образования и науки и главе республики. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 

Социальные комментарии Cackle
^