05.06.2013
Ожидаемые к 1 июня информационные табло на остановках города так и не появились, впрочем, как и онлайн-карты с возможностью наблюдения за передвижением маршруток. Зато перевозчики в мае снова показали свою силу, фактически заставив городские власти «рассмотреть вопрос» об увеличении тарифа на проезд.
Кто в городе самый сильный?

В случае невыполнения своих условий маршрутчики уже пригрозили забастовкой, показывая, кто тут хозяин положения. Это косвенно подтвердил и Вячеслав Наговицын, признав, что в Улан-Удэ самая низкая доля муниципального транспорта и влиять на частников уже очень сложно.

Именно поэтому вряд ли заработают табло и карта, несмотря на грозные заявления мэра города, раскритиковавшего буксующий проект. «Так во всем мире делается. А мы-то почему удивляемся этим вопросам? 21-й век сейчас. Надо все вопросы превращать в вопросы автоматизации. А то мы сидим как колхоз. 20 лет без урожая», - возмутился Александр Голков. Ответ же прост – перевозчикам новые технологии невыгодны.

Тем не менее лето незаметно подошло, хотя это и сложно утверждать, выходя утром на улицу. Вместе с ним вернулись и «приятные» часы беззаботного времяпрепровождения горожан в гигантских пробках. Конечно, зимой они тоже были, но именно летом они, вместе с духотой и раздевшимися горожанами, приобретают всю полноту прелестей, которая так «радует» пассажиров. Все согласны, что с этим надо что-то делать, некоторые даже знают, что нужно конкретно, но вот реализации нет.

Зри в корень

Проект по введению реверсивного движения на Иволгинской улице, анонсированный администрацией, так и не начался. Хотя чиновники утверждали, что необходимая для этого пятая полоса движения на дороге будет оборудована уже этим летом, а также установлены новые светофоры. Но кроме Иволгинской, в городе есть и другие места, где пробки также стали хроническими, и никаких планов по их разрешению нет.

В таких случаях принято поднимать повыше голову и осматриваться по сторонам, вдруг в других городах уже решили проблему? На опыт российских городов смотреть, по большей части, бессмысленно. Практически везде одно и то же – пробки и упорные попытки чиновников и частных перевозчиков ликвидировать трамваи, что якобы позволит расширить проезжую часть дорог. На деле это, как показал опыт Воронежа, ведет лишь к ухудшению дорожной ситуации.

Но есть несколько городов, где ситуация обстоит не в пример лучше. И, как оказалось, нам даже не нужно сильно искать, потому что этот город связан с нашим довольно зримыми узами. Глава нашей республики является выходцем из Томска, и именно в этом городе, по рассказам жителей Бурятии, проживших там некоторое время, пробок в нашем понимании практически нет. Иногда они, конечно, случаются, «но не как в Улан-Удэ», - говорят очевидцы.

Томский вариант


Но как томским городским чиновникам, в отличие от большинства городов России, удалось если не решить, то облегчить проблему пробок? Первое, что поражает здесь улан-удэнца, – это отсутствие привычных микроавтобусов. Вместо них на улицах ходят автобусы большой и средней вместимости, троллейбусы и трамваи. Последние, кстати, никто в Томске ликвидировать не собирается, наоборот, в генеральном плане развития города до 2020 года планируется расширить существующую сеть.

А началось все еще в 2001 году, когда в бывшей сибирской столице был принят закон о замене всех микроавтобусов на автобусы большой и средней вместимости. Самое удивительное, что закон сработал. Что неудивительно, десять лет назад и в Улан-Удэ частные перевозчики не имели такой силы и не могли себе позволить диктовать условия полумиллионному городу.

Эти автобусы сегодня помогают томичам бороться с прелестями большого города. Причем, ездят они регулярно, и вопрос, как уехать домой вечером из центра города, не становится для горожан лотереей. Берут они больше людей, так что на дорогах самих автобусов меньше, что благотворно сказывается на дорожной обстановке. Благодаря этому и частных машин не так много. Если можно спокойно выйти из дома и максимум через пять минут стояния на остановке сесть на автобус, у людей не возникает соблазн поехать на своей машине, чтобы точно не опоздать.

Возвращение муниципального транспорта?


Конечно, только большие автобусы - не панацея от пробок. В последнее время и в Томске пробки появляются все чаще. Чтобы люди более охотно пользовались общественным транспортом, последний должен быть комфортным и дешевым. В то же время поездки на автомобиле должны быть ограничены, хотя бы в центре города. Особенно это касается нашего города, имеющего крайне неудачную конфигурацию, когда весь трафик из района в район проходит через центр города. В который, в свою очередь, можно попасть только по дорогам со строго ограниченной пропускной способностью.

К тому же, по словам Вячеслава Наговицына, требовать от частников ставить на маршрут большие автобусы город не имеет право. «Мы можем только требовать, чтобы у них на вооружении стояли автобусы сертифицированные. А сертифицированный автобус с двумя выходами. Мы не имеем право требовать: убери этот автобус, поставь другой», - сказал глава.

Поэтому он предлагает вернуть муниципальный общественный транспорт, который был фактически искусственно разорен.

«Мы с Александром Михайловичем обговариваем вопрос, чтобы на базе МУП «Городские маршруты» начать восстанавливать муниципальный транспорт на базе больших автобусов. Мы должны на бесконкурсной основе предоставить муниципальному транспорту все центральные улицы, а все маршрутки должны обеспечивать поток граждан с периферии к центральным улицам. На центральных улицах люди пересаживаются либо на трамвай, либо на большой автобус. Мы считаем, что это поможет городу «разрулить» ситуацию с пробками».

Это, конечно, хорошо, очень хорошо. Но главный вопрос, «когда?» так и остается открытым.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^