03.07.2013
Крупнейшая сделка в России по слиянию «М.Видео» и «Эльдорадо» может всерьез повлиять на рынок бытовой техники в Бурятии. Закрытые магазины «Эльдорадо», и появление нового монополиста федерального уровня. Кроме того, население, активно покупающее товары в «Эльдорадо», может столкнуться с непредсказуемыми юридическими последствиями.

Слияние двух гигантов ритейла будоражит российский бизнес уже несколько лет. Впервые о такой возможности начали говорить еще в 2011 году. На сегодня, стороны далеко продвинулись в своих желаниях. Как пояснял «Коммерсант», на рынке продажи бытовой техники, доля «М.Видео» составляла 12,2 процента, «Эльдорадо» — 8,6 процента. Учитывая столь крупную сделку и весомые доли на рынке, торговая сеть «М.Видео», в соответствии с законодательством, подала ходатайство в ФАС России о приобретении 100 процентов «Эльдорадо». 

В середине апреля, сразу после подачи ходатайства, Игорь Артемьев уже объявлял, что, «по его ощущениям», доля объединенного бизнеса «М.Видео» и «Эльдорадо» в целом по России не выйдет за порог доминирования в 35 процентов, составив лишь 15–20 процентов. Но на региональных рынках могут возникнуть вопросы. В словах г-на Артемьева подразумевалась, в том числе, и Бурятия. Это отмечали, в частности, «Ведомости». 

Против монополий 

«Совокупная рыночная доля сетей может превышать 35 процентов в регионах с низким уровнем доходов населения и очень маленькими в денежном выражении рынками. Здесь у «М.Видео» и «Эльдорадо» и так немного магазинов. Например, в Вологодской области — 11 на двоих, в Ярославской — девять, Ульяновской — восемь, в Бурятии, Мордовии и Томской области — семь магазинов», пишут «Ведомости». 

«Таким образом, ФАС может потребовать закрыть приобретаемые магазины «Эльдорадо» в этих регионах», – прогнозирует гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. 

По мнению экспертов, в Бурятии доля двух компаний на рынке превышает 45–50 процентов. Поэтому при слиянии УФАС потребует закрытия нескольких объектов. Впрочем, процесс оптимизации в «Эльдорадо» уже начался. Связан он не только с грядущим слиянием, но и падением спроса на бытовую технику по причине экономической стагнации в стране. Спрос практически не растет, внутренние проблемы компании нарастают, включая долги. 

Предположения, что некоторые магазины того же «Эльдорадо» в Бурятии убыточны, подтверждаются косвенными факторами. Наполовину закрыт магазин на улице Ключевской. Наблюдатели отмечают, что если слияние будет продолжаться, и закрывать магазины придется, то, прежде всего, закрываться будут объекты с неважной проходимостью и недостаточной выручкой. Как пример, тот же «Эльдорадо» на Ключевской, который стоит вдали от массового пешеходного движения населения. «Эльдорадо» на Смолина, считающийся проблемным из-за неудачных подъездных путей к магазину. «Эльдорадо» в «Гэлэкси» на Балтахинова тоже выглядит спорным. Он неудобен расположением магазина на третьем этаже, и покупатели остерегаются тяжелых покупок. 

Цены поползут вверх? 

Про новые открывающиеся возможности для остальных компаний, при закрытии нескольких объектов «Эльдорадо», эксперты говорят осторожно. По их мнению, рынок бытовой техники в Бурятии и без того «накаленный». Продавцов в Улан-Удэ действительно много. Есть еще и DNS,  «Славия-Тех» и «Снежный Барс». 

В связи с исчезновением «Эльдорадо» цены на бытовую технику в Бурятии прогнозировать можно, но трудно. В большей степени на цены могут повлиять серьезные затраты «М.Видео» на сделку и ребрендинг. Ребрендинг даже одного магазина в Улан-Удэ – дорогое удовольствие. По мнению знатоков ритейла, ребрендинг магазина, например, уровня «Эльдорадо» на Ботанической, потребует одного миллиона долларов. 

Кроме того, на сделку по слиянию двух ритейлеров и дальнейшую работу «М.Видео» повлияют текущие долги «Эльдорадо». «М.Видео» купит не только активы «Эльдорадо», но и его долги, в том числе крупнейшим мировым поставщикам, уровня «Самсунга». Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров оценивает «Эльдорадо» в 18 миллиардов рублей без учета долга, или в пять-восемь миллиардов рублей с учетом долга. 

Ребрендинг и миллиардный долг «Эльдорадо» скажется на экономике оставшегося монополиста – «М.Видео», который потом ляжет на цену в магазинах. В любом случае, заплатит конечный потребитель техники. 

В то же время «М.Видео» останется единственной структурой федерального уровня, работающей в Бурятии. И поэтому ее деятельность, без конкуренции с «Эльдорадо», будет иметь в большей части негативные последствия для рынка,  считают наблюдатели. Попытка диктата условий производителям техники, компанией такого уровня – вполне обычное дело, и «М.Видео» постарается этим воспользоваться. Затем может придти кратковременная эпоха демпинга, для указания своего места некрупным конкурентам. И потом уже диктат цен для потребителей, в отсутствие конкуренции вообще. Это алгоритм и правила агрессивной работы монополиста на рыке. 

Между тем крупнейшие производители техники в той же Южной Корее также очень внимательно смотрят на ситуацию с «М.Видео» и «Эльдорадо». И в появлении единственного крупного игрока в России, да и в Бурятии, они совершенно не заинтересованы. Во-первых, уже упоминавшийся ценовой диктат по ценам последующий из России. Во-вторых, опасность неплатежей, уже случившийся с «Эльдорадо», когда компания задолжала миллиарды рублей своим поставщикам. 

Где гарантия? 

Для населения Бурятии слияние гигантов может иметь и другой прикладной характер. Куда будут обращаться покупатели с приобретенным товаром в «Эльдорадо» после его исчезновения, пока непонятно. «М.Видео» может сказать, извините, но прежние покупатели другого юридического лица нас совсем не интересуют. 

Обмен техники, купленной в «Эльдорадо», пока видится вообще не урегулированным. На кого потом подавать в суд, в случае конфликтной ситуации, по условному некачественному холодильнику? В самом «Эльдорадо», а также в «М.Видео» не комментируются ни проблемы слияния компаний, ни, тем более, столь мелкие вопросы. Иными словами, у потребителей возникает ряд серьезных вопросов, ответов на которые сейчас ни у кого нет. 

Еще одна тема для Бурятии, при волнениях со слиянием компаний, – социальная. Куда пойдут люди, уволенные из-за закрытия торговых площадей по требованию УФАС? В одном улан-удэнском гипермаркете работают минимум 100 человек. Таким образом, при закрытии нескольких объектов, без работы остаются несколько сотен молодых, образованных, мобильных людей. 

На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба заявила, что ей потребуется дополнительное время, чтобы решить судьбу крупнейшей в истории российского ритейла бытовой техники и электроники сделки, и продлила срок по ходатайству еще на два месяца.  

Артем Самсонов, «Номер один». 

Социальные комментарии Cackle
^