10.07.2013
«Бурятэнерго» упразднило систему сбора платежей в районах республики
Перед выборами в Народный Хурал Бурятии жители Тарбагатайского района возмущены изменениями, которые происходят у них в оплате за потребленное электричество. Все оказалось не так, как они ожидали и как им обещали ответственные лица.

Сюрприз для деревни

Как известно, некоторое время назад в республике сменился гарантирующий поставщик электроэнергии. На смену ОАО «Бурятэнергосбыт», которое было лишено статуса гарантирующего поставщика 24 апреля т.г. из-за накопленных долгов, пришли структуры компании «МРСК Сибири» (в частности, его бурятский филиал «Бурятэнерго»).

Для населения республики это стало достаточно неожиданным событием. Ведь ОАО «Бурятэнергосбыт» работало много лет, имело отлаженную систему работы с гражданами-потребителями, и все привыкли платить за электричество именно ему. В ходе реформы представители правительства РБ, а также новоиспеченного гарантирующего поставщика, публично заверяли потребителей, что в оплате за электричество все останется так, как они привыкли в прошлые годы. Для работы с потребителями даже было создано особое подразделение под названием «Энергосбыт».

«Мы будем взаимодействовать с потребителями, все расчетные центры, которые были до этого, обязательно сохранятся. Мы не хотим устраивать неудобств нашим клиентам, сбоя в работе не будет», - цитировали тогда СМИ РБ слова Андрея Меделянова, руководителя «Бурятэнерго».

«Никаких изменений в поставке электроэнергии, в оплате», -- также уверял он.

В городах республики граждане, наверное, на самом деле не почувствовали изменений. Но вот годами отлаженная система работы с сельскими жителями рушится на глазах.

Агентов лишили прав

ОАО «Бурятэнергосбыт» вело серьезную работу по сбору платежей за электроэнергию. В селах республики компания создала целую сеть агентов, которые занимались сбором оплаты. Сельчане уже и не помнят, когда была запущена эта полезная система. Но последние лет 10-11 она точно функционировала…

«В определенный день приходил агент, снимал показания счетчика, высчитывал, сколько мы должны оплатить, и на месте принимал оплату. Все было по закону. У каждого агента имелся с собой переносной кассовый аппарат для того, чтобы выбивать чеки. Они ходили прямо по домам. Все знали, что в этот день должен прийти агент», -- рассказывают жители Тарбагатайского района.

Подобная работа была выгодна и компании, и потребителям. Сельчане отмечают, что регулярные визиты агентов-сборщиков приучили их к дисциплине в оплате. Это, конечно, положительно влияло на такой показатель ОАО «Бурятэнергобыт», как собираемость, помогало не допускать появления большого числа должников. К тому же, это был удобный, клиентоориентированный, сервис… В духе времени.

Все изменилось совершенно внезапно. Как только к работе приступил новый гарантирующий поставщик, агенты перестали принимать оплату.

Возмущенные люди даже запомнили фамилию директора «Бурятэнерго». «Как же так, -- возмущены тарбагатайцы, – все читали в газетах, как г-н Меделянов, говорил, что волноваться не надо, все будет, как привыкли. Мы и поверили, что все будет по-прежнему».

Прежде всего в глаза людям бросилось то, что у агентов пропали кассовые аппараты. Теперь-то уже все тарбагатайские села знают, что, прекращая работу с прежней компанией, агенты-сборщики сдали кассы. А «Бурятэнерго» свои кассовые аппараты агентам не выдало…

«Агенты-то остались прежние, за каждым закреплен свой участок, село. Когда ушел «Бурятэнергосбыт», они стали работать от «Бурятэнерго». Но их полномочия уже урезаны», -- говорят деревенские жители.

Как жалуются сельчане, по новой схеме агент приходит, смотрит показания счетчика, высчитывает сумму и… уходит. Указанную же сумму надо оплатить. Каким способом они будут делать платеж, где и когда произведут его – это забота людей. Тут человек и сталкивается с проблемами – пунктов приема платежей в районах очень мало.

Копеечная экономия

Сегодня, встречая своего агента-сборщика (ими обычно работают женщины-односельчанки) на улице, в магазине, на остановке маршрутки, люди -- особенно пенсионеры -- просят взять у них деньги за электричество, но тот в ответ лишь разводит руками. Кстати, после того, как гарантирующим поставщиком стало «Бурятэнерго», заработок у сборщиков резко упал. Хотя и раньше-то выходило лишь четыре-пять тысяч рублей в месяц. Села района опасаются, что скоро сборщики вообще перестанут приходить и «исчезнут как вид».

Почему МРСК ведет такую политику, сказать сложно. Вероятно, зная временность своего свежеобретенного статуса, не хочет возиться с агентами, слишком плотно «влезать» в сбытовую работу. Возможно, желает сэкономить на микроскопической получке агентов. Наверное, надеется, что сельчане по наработанной инерции продолжат постоянно платить за электричество и без «подталкивания» со стороны агентов. На год инерции хватит, а что будет дальше?

Петр Санжиев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^