31.07.2013
Недавно созданное в РФ министерство по развитию Дальнего Востока внесло на рассмотрение правительства страны проект Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Это свежая попытка вдохнуть жизнь в вымирающие просторы от Байкала до Тихого океана. Но надежды жителей Улан-Удэ данная редакция программы не оправдывает.
В списках не значится 

Улан-удэнцы возлагали на программу большие надежды. В ней должно было быть предусмотрено строительство долгожданного, третьего, моста через реку Уду. От района авторынка на Приречной, трамвайного депо – к центральной ГИБДД, ТЭЦ-1. Мост предполагался длиной в 220 м, с 6-полосным движением, надземным железнодорожным проездом, и не исключался вариант прокладки по мосту трамвайного пути. Для подготовки стройплощадки мэрией даже была начата «война» с расположенными у Уды гаражами. Для их сноса глава Октябрьского района запрашивал в бюджете 4 млн. руб. 

Уда имеет для Улан-Удэ особое значение. Ведь город назван в честь этой реки. Она протекает прямо в городе среди густонаселенных жилмассивов! Вообще, у людей была надежда на включение этой стройки в перечень мероприятий, приуроченных к 350-летию Улан-Удэ. Юбилей будет в 2016 году. Однако в утвержденный премьер-министром РФ Медведевым перечень мост не вошел. Объясняя причину, мэр Александр Голков заявлял, что внесение стройки в перечень не предусматривалось, и мост будет строиться по Федеральной целевой программе (ФЦП) развития Дальнего Востока и Забайкалья. 

По предварительным наметкам, строительство нового моста может потянуть на 2,5 млрд руб. Бюджет Улан-Удэ отягощен огромными долгами и не справится с объектом самостоятельно. Поэтому главные надежды и власть, и горожане возлагали на помощь РФ в рамках Федеральной целевой программы. Градоначальник не раз заявлял, что строительство моста начнется в 2014 г. К сожалению, пока заявления мэра не находят объективного подтверждения… 

«В данной редакции проекта ФЦП отсутствует строка о финансировании строительства моста через реку Уда. Несмотря на это, данный вопрос находится на контроле у правительства Республики Бурятия. Со стороны министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ данный вопрос прорабатывается с курирующим федеральным органом исполнительной власти. Со стороны министерства экономики РБ данный вопрос прорабатывается с Минвостокразвития России», -- сообщили нам в министерстве экономики Бурятии. 

«Бурятское чудо» не состоится 

ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» - непростой документ. «ФЦП -- это основа принятой государственной программы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, поэтому ей должно быть уделено особое внимание», - подчеркнул на сайте Минвостокразвития Виктор Ишаев, глава ведомства. Вот в таком фундаментальном документе мост и отсутствует. 

Получается, жителям Бурятия, к сожалению, не надо возлагать на нее большие надежды. 
Наша республика отмечена в проекте только несколькими строками. И ничего сногсшибательного в этих строчках не предусмотрено. Увы, это значит, что до 2018 года Бурятия вряд ли получит мощный толчок к развитию. 

Составители проекта ФЦП справедливо отмечают, что размер валового регионального продукта на душу населения в Бурятии мал и составляет менее 40 % от среднероссийской цифры. Для сравнения, в соседнем Забайкальском крае он составляет менее 50 % от российского уровня, что не так обидно. Даже несмотря на то, что в 2011 г. объем промышленной продукции в республике на 84,4 % превысил уровень 1991 г., когда развалился СССР. 

Жителям Бурятии хотелось бы большего внимания федерального центра к Бурятии. Тем более что те же составители проекта отмечают: «Если рассматривать динамику последних лет, то численность населения макрорегиона сократилась в 2013 году (по состоянию на 1 января) по сравнению с 2010 годом (на 1 января) на 93,7 тыс. человек, численность жителей выросла только в Республике Бурятия». В такой ситуации логика подсказывает необходимость создания особенного акцента на поддержку этого уникального региона. Однако этого не происходит, и вряд ли когда-либо произойдет… 
По Бурятии в проекте ФЦП абсолютно нет ничего амбициозного и знакового. 

Дороги и аэропорты 

Так зафиксировано, что перспективы дальнейшего развития республиканской экономики связаны, прежде всего, с освоением месторождений невозобновляемых полезных ископаемых (уран, цинк и др.), транзитными грузоперевозками по железным дорогам и с услугами туристам. 

Продолжится реконструкция дороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян. Еще - «в целях сохранения культурных ценностей Республики Бурятия будет реконструирована автомобильная дорога Гусиноозерск - Петропавловка - Закаменск к ст. Гусиное Озеро в Республике Бурятия, обеспечивающая подъезд к Тамчинскому дацану…». Причинно-следственная связь между состоянием дороги и сохранностью культурных ценностей не совсем ясна, но дорога предусмотрена. 

«Целям поддержания эксплуатационной годности аэропортовой сети посодействуют реконструкция инфраструктуры аэропорта Улан-Удэ и аэропорта Нижнеангарск…». Если не вложить денег, то «воздушные ворота» станут негодными и будет как-то стыдновато. Вот и включили в проект ФЦП. 

На реконструкцию аэропорта в Горячинске федеральный бюджет планирует предусмотреть 401,5 млн руб. (в 2015 г.). В 2013-2017 гг. РФ выделит, в сумме, почти 5 млрд руб. на взлетно-посадочную полосу аэропорта г. Улан-Удэ. Нижнеангарскому аэропорту проект ФЦП выделил 1,24 млрд руб., ежегодными траншами, начиная с будущего года (основная сумма расписана на 2016 и 2017 гг., когда выделят 570 и 500 млн соответственно). Для сравнения, в Якутии предусмотрена реконструкция 22 аэропортов. 

В качестве части межрегиональных проектов республики могут коснуться работы по модернизации Транссиба и БАМа. 

Будут строить высоковольтные линии. На «курумканскую» дорогу Бурятии в текущем году из бюджета РФ выписано 1,126 млрд руб. На следующие годы в документе стоят прочерки. Наверное, добавят позднее… Отдельной строкой проект ФЦП указывает строительство мостового перехода через р. Баргузин на 268 км «курумканской» автодороги. В нынешнем году туда планируется направить 1,343 млрд руб. федеральных денег (еще 203 млн даст РБ). 

На развитие инженерной инфраструктуры до 2016 г. включительно из РФ придет 1,5 млрд. Предусмотрено строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников с. Курен, Аршан, в с. Максимиха – для защиты Байкала. Продолжается российское финансирование строительства детской клинической больницы в г. Улан-Удэ. 

Надежда на доработку 

Объем российского финансирования для РБ установлен проектом ФЦП до 2018 г. в пределах 13,5 млрд руб. Причем 6 млрд придет в текущем году. Затем масштаб федеральной щедрости резко падает, дискредитируя разговоры о бурном развитии российского Востока. Для сравнения, Якутии казна РФ выделит 43 млрд, Забайкальскому краю - 8,7 млрд, Камчатке - 34,9 млрд, Иркутской области - 9,7 млрд. 

Ну а что касается третьего удинского моста, то существует шанс, что правительство России направит проект ФЦП на доработку. Еще есть надежда попасть в перечень изменений, которые могут вносить в ФЦП. Последний вариант - мост попадет в какую-нибудь второразрядную программу. 

В случае неудачи Улан-Удэ продолжит стоять в «пробках» при малейшем ДТП на магистральных улицах. А мэр будет вынужден вспомнить поговорку «Не говори «гоп», пока не перепрыгнул». 

Петр Санжиев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^