09.10.2013
Инвесторам обещают в Бурятии налоговые льготы, но поможет это немногим
Владимир Путин подписал закон, устанавливающий налоговые льготы для инвесторов, вкладывающихся в наиболее крупные проекты, в том числе и на территории Бурятии. Как водится, в законе куча оговорок. Но льготы вполне приличные, поэтому желающих, скорее всего, будет полно. Правда, из них немногие реально попадут под все требования – слишком уж серьезно подстраховались законодатели в желании отсеять всех, кто не сможет дать быстрых и высоких результатов.

Льготы для регионов

Инвестиции Бурятии нужны – с этим утверждением никто не спорит, поскольку на данном этапе только таким путем можно попробовать выбиться в лидеры по экономике среди других регионов или хотя бы занять сколько-нибудь высокую строчку. Другой вопрос – какой ценой они достанутся республике.

Закон распространяется на несколько регионов Сибири и Дальнего Востока, о которых решила позаботиться федеральная власть. Позаботится, конечно, не настолько, чтобы предпринять по-настоящему радикальные меры, которые могли бы привести к серьезному скачку в развитии (при всем потенциале – природном в том числе, это, по мнению многих экспертов, вполне выполнимо). Однако на фоне бушующих кризисов, бюджетных терзаний в Госдуме и самой Бурятии и такая поддержка вполне ощутима.

А поддержка заключается в следующем: предпринимателям, которые реализуют инвестпрограммы, получившие статус «региональных», устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, а налоги субъектов Федерации хоть и не обнуляются, но могут быть снижены.

В Бурятии для того, чтобы начать реализацию закона (а он вступит в силу с 2014 года), необходимо принять свой нормативный акт, а точнее, внести изменения в республиканский закон «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия». Именно здесь будет определяться порядок внесения в реестр участников регионального инвестпроекта, требования к этим проектами ставки налогов, которые планируется урезать.

- В процессе «региональной корректировки» предлагаемых федеральным законом налоговых льгот должны быть учтены такие факторы, как соотнесение проектов с задачей обеспечения роста доходной базы регионального бюджета, синхронизация предлагаемых льгот с уже имеющимися на региональном уровне, характеристики потенциальных «проектов-льготников» и многое другое, - сообщила «Номер один» Наталья Федосеева, специалист комитета инвестиций министерства экономики Бурятии.

Нормативные фильтры

Чтобы попасть под этот закон, нужно соблюсти ряд требований. Изначально от проекта отлучаются те, кто занимается нефтью и газом, производством подакцизных товаров (исключение – легковые автомобили и мотоциклы). При этом установлены и суммы, которые должны вложить инвесторы в свой проект, чтобы получить налоговые послабления. Они колеблются в зависимости от сроков реализации: до трех лет – 50 миллионов рублей, до пяти лет – 500 миллионов. Правда, регионы эту сумму могут увеличить либо добавить какие-то свои требования. Для этого региональным властям придется принять соответствующий закон. Но при этом уменьшить эти суммы регионы не могут.

Стоит отметить, что строгая привязка к территории работает не во всех случаях. Например, если весь процесс производства товаров проходит в нескольких регионах, при условии, что эти регионы есть в списке подписанного Путиным закона, то льготы им положены, так же как и остальным участникам программы. Еще одно исключение касается недропользователей, границы участков добычи которых частично выходят за пределы региона. В остальных случаях проект должен реализоваться строго в границах региона, в нашем случае – Бурятии.

Участники региональных проектов, помимо прочего, не могут иметь структурных подразделений в других регионах, не должны применять специальные налоговые режимы. Кроме того, от проекта отлучаются банки, пенсионные фонды, страховщики, клиринговые организации и участники рынка ценных бумаг. Печальные известия и для резидентов особой экономической зоны, которым также дорога в региональные инвестпроекты закрыта. Хотя именно они, судя по правилам, установленным законом, могли бы более всего подойти на роль участников проекта.

Общий портфель инвестпроектов, реализуемых и запланированных к реализации в Бурятии, составляет около 450 миллиардов рублей.

- В их числе разномасштабные проекты, как стоимостью от 50, так и выше 500 миллионов рублей, - рассказывает Наталья Федосеева. - Наверняка, часть проектов из этого портфеля сможет претендовать на новые налоговые льготы в случае, если будет удовлетворять всем требованиям и условиям, установленным федеральным и региональным законодательством. При этом федеральный закон в силу своей стимулирующей направленности может стать катализатором новых инвестиционных проектов, которые пока не сформировались.

Привилегии не для всех

Стоит ли говорить, что на сегодняшний день в Бурятии не так уж и много организаций, подпадающих под все требования и, самое главное, имеющих финансовые возможности для реализации проекта, стоимостью от 50 до 500 миллионов. То есть малый и средний бизнес отпадает автоматически. А крупный, опять же, фильтруется ограничениями закона. То есть под проект могут попасть добытчики природных ресурсов, коих у нас не так много, лесоперерабатывающие предприятия, а точнее, самые крупные из них; энергетики и наиболее крупные представители промышленности, такие как, например, Улан-Удэнский авиазавод.

Сфера туризма, на которую в последнее десятилетие делает ставку правительство республики, скорее всего, не сможет вписаться в проект. Ведь крупными проектами в Бурятии занимаются в основном в рамках особой экономической зоны, а им в проект путь заказан. Что касается недополучения бюджетом налогов, то по этому поводу в правительстве спокойны:

- Возможные выпадающие доходы бюджета при предоставлении льгот должны компенсироваться ростом бюджетного эффекта (налоговых доходов) в перспективе, который будет обеспечен созданием новых высокотехнологичных производств, ростом выпуска конкурентоспособной продукции, увеличением числа рабочих мест и так далее, - считает Наталья Федосеева.

В общем, документ с громким и многообещающим названием на самом деле не такой уж и революционный. Налоговые льготы сильно ограничены, как ограничен и круг возможных участников. Государство и на этот раз не расщедрилось, выстроив ряд барьеров, которые для большинства представителей бизнеса в Бурятии попросту непреодолимы. Но для тех, кто, несмотря ни на что, все-таки впишется в проект, послабления могут быть весьма ощутимы, и даже привлекательны.

Конечно, закон рассчитан на то, чтобы спровоцировать рост крупных и значимых для регионов средней руки проектов. Появятся ли таковые в республике, зависит от активности местного крупного бизнеса и обратной связи со стороны власти. В любом случае документ пока что носит бессрочный характер, так что время на раскачку у республики есть. Правда, на фоне бюджетной напряженности и непонятной ситуации то ли застоя, а то ли стабильности в экономике и регионов и России в целом, в последнее время сверху раздаются предложения о сворачивании послаблений и льгот, прописанных в госпрограммах ранее. Поэтому, для того чтобы успеть попасть под новые положения, инвесторам, по всей видимости, нужно поторапливаться – не ровен час, те же голоса сверху могут заговорить о сворачивании и этого проекта.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^