10.10.2013
Бурятская медицина становится популярной за пределами республики
В иркутском Центре бурятской культуры с 1 ноября начнет прием известный врач Бадмажаб Мункожаргалов. Бадмажаб Эрдынеевич - травматолог-ортопед с 40-летним стажем, кроме этого он почти три десятка лет преподавал в Иркутском медуниверситете. Сегодня он стремится возродить исконную бурятскую медицину, которая, по его словам, попала в тень и незаслуженно забыта. Хотя она работает и приносит реальную пользу людям.

- Боро арга находится в параллельной реальности, и я хочу со своими единомышленниками ее легализовать, вернуть к жизни. Ее методы применяются целителями и в Бурятии, и в Агинске. В Иркутской области делают обертывание бараньей шкурой, проводят обряды возвращения души и т.д. Официальной медициной признано только кумысолечение, - отмечает врач.

Исконная медицина

Методами лечения боро арга заинтересовались французские ученые, которые хотят изучить бурятскую медицину с помощью современных способов исследования. По мнению Бадмажаба Эрдынеевича, сложилось ложное мнение, что буряты использовали в основном тибетскую медицину.

- А как же решались вопросы восстановления здоровья до прихода буддизма в 18 веке? Тогда существовало "боро арга", которое сохранилось и поныне. Боро арга - в дословном переводе с бурятского языка означает "простое лечение", или бурятская медицина, представляющая собой наследие наших предков. В современных условиях в медицине используются дорогостоящие синтетические лекарственные препараты, а лечение больных все более становится разновидностью бизнеса, поэтому имеет смысл обратиться к традициям наших предков, где можно найти ответы на проблемы, которые возникают у больных людей. При этом многие аспекты боро арга так и не изучены, - акцентирует Мункожаргалов.

К примеру, обряд "призывания-возвращения" души, который проводится шаманами и ламами. Многие наши земляки прошли через этот обряд, и у них остались только положительные впечатления. В основе данного обряда лежит постулат о возможности выхода души из тела или смещения души в пределах тела в результате заболеваний, травм или иных стрессовых ситуаций. Метод пережил века, уже одним этим он доказал свою жизнеспособность. И, по словам ученого, потомкам остается лишь изучать данный метод.

Особым методом боро арга является "обкладывание" бараном, козой, теленком или собакой. При заболеваниях внутренних органов больного заворачивали в свежую, только что снятую шкуру этих животных. Перед этим больного обкладывают внутренними органами по принципу: сердце - на сердце, печень - на печень, почки - на почки и т.д. Больной должен лежать, пока шкура не остынет.

- Данный метод считался очень ответственным, так как неправильное выполнение было чревато осложнениями. Большое значение придавалось возрасту, полу и масти животного. Можно привести много примеров, того, как после "обкладывания" больные выздоравливали, казалось, в безысходных ситуациях.

Народные доктора
    
К боро арга относятся костоправы - баряаши. Для того чтобы заниматься практикой баряаши, претенденту приходилось проходить через многочисленные испытания и обряды. Приемы, которыми пользовались костоправы, можно обнаружить в современной медицине - травматологии, мануальной терапии, массаже.

Значительное место в боро арга занимает лечение молоком и кисломолочными продуктами. Представляют интерес такие варианты, как ванны из парного молока, кумыса, обертывание сметаной. Использовался растопленный жир медведя, барсука, волка, сурка-тарбагана, а также желчь этих животных. Широкое применение имеют иные части животных - мускус кабарги, панты оленей, хвост, лапы и т.д. Сегодня, когда разрабатываются варианты пересадки органов животных человеку, в частности печени, можно смело сказать, что идея использования представителей фауны для лечения принадлежит боро арга. Кроме того, широко используются препараты, изготовленные из трав, кустов, деревьев. Помимо этого, применялось и минеральное сырье, как-то - каменное масло, полудрагоценные камни. Также применяются металлы: золото, серебро, медь. В боро арга присутствует профилактика заболеваний, к примеру, запрещалось употребление холодного чая в течение нескольких часов, после приема жирной пищи.          

- Распространенной формой отдыха являлся прием ванн в минеральных источниках, которыми богата наша земля. Выбор источника являлся прерогативой баряаши, шамана или ламы. Не допускался спонтанный выбор источника для ванн, как сегодня принято, так как это могло привести к нежелательным последствиям. Кстати, Прибайкалье издревле называлось землей Вечно Синего Неба, что подтверждается большим количеством солнечных дней в году. И потому длительное пребывание на солнце не приветствовалось.

Сейчас в переходный период, осенью Бадмажаб Эрдынеевич рекомендует одеваться потеплее, чтобы не подвергнуть свой организм удару холода. Самое главное, надевать головные уборы. Издревле буряты в первую очередь утепляли свои головы, следуя постулатам этномедицины. Если же человек замерз, то не надо ждать первых признаков простуды, необходимо поддержать свой организм свежесваренным бульоном.

- Известным методом восстановления сил в боро арга является применение говяжьего или бараньего бульона - боро ш?лэн. Мелко нарубленное мясо клали в холодную (лучше в талую) воду. Нельзя в теплую или кипяченую воду, и ставили на огонь, при этом нужно беспрерывно помешивать, лук и соль не добавляли. Как только бульон начинает закипать, нужно убирать с огня. Рекомендуется принимать бульон в горячем виде.

По мнению врача, даже поверхностное знакомство с бурятской медициной - боро арга  - свидетельствует, что она является своеобразной системой лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которая выдержала многовековую конкуренцию с тибетской и европейской медициной и тем самым доказала, что имеет широкие возможности как для применения, так и для изучения.

Татьяна Хамханова, "Номер один".
^