23.10.2013
Водители маршруток прогнозируют хаос с 2014 года.
С 1 января 2014 года наступит момент, который власти так долго откладывали. Маршрутчики Бурятии окончательно пересядут с популярных «Истан» на другой транспорт. Власти говорят, что обновление автопарка проходит по плану. Сами же водители уверены в толпах на остановках с Нового года. 

Чем опасны остановки в час пик? 

На сегодня южнокорейские «Истаны» составляют 20 % на пригородных маршрутах и 36 % - на городских от всего пассажирского автопарка. За оставшиеся три месяца в идеальном варианте должно завершиться обновление – то есть удаление «южнокрейцев» с рынка. С 1 января возить пассажиров должны только большие и средние автобусы, что, по расчетам властей, должно избавить город от пробок (или хотя бы их сократить).

- У нас уже обновлено 80 % пассажирского транспорта на пригородных маршрутах и 66 % на городских маршрутах. Еще три месяца, я думаю, эти цифры вырастут, - сообщил «Номер один» председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи минтранса РБ Юрий Санжанов.

Однако далеко не все уверены в столь благодушной картине. Уже сейчас жители города испытывают неудобства, связанные с сокращением количества маршруток и, как следствие, увеличением временных интервалов. На площади Советов и в прочих местах массового скопления пассажиров в час пик начинается своеобразная «война» за место в автобусе. Сами водители предсказывают, что с 1 января ситуация только ухудшится.

- Переход на более вместительный транспорт может негативно сказаться в первую очередь на самих людях. Увеличатся интервалы, люди будут скапливаться на остановках в огромных количествах. Сейчас примерно такая ситуация складывается на маршрутах № 3 и 54. В час пик на остановках собирается настолько много народа, что некоторые в ходе боев за место в «маршрутке» получают травмы. К тому же это ведет к увеличению карманных краж, - считает водитель маршрута № 30 Владимир Ламажапов.

Альтернатива – либо дорого, либо «ГАЗель» 

Сам процесс замены «Истан» проходит не так уж и гладко. Водители берут кредиты, продают старые микрики, пытаются максимально сэкономить. Главный способ обойтись меньшими затратами – приобрести «ГАЗель». Однако отечественный автобус, ничем не отличающийся по количеству мест от «Истан», водители не очень жалуют. По вместимости они такие же, но для водителей они гораздо менее удобны. К тому же, как объясняют водители, если на «Истане» в день они тратят на топливо около 800 рублей, то «ГАЗель» обойдется в 1,5 тысячи. Да и запчасти на «ГАЗель» дороже, чем на «Истану».

Но у большинства выбора не остается: слишком уж суровые ценники у зарубежных аналогов.

- Самая выгодная для наших водителей машина на замену – это «ГАЗель». Подержанную «ГАЗель» можно купить и за 200-600 тысяч. Многие водители просто обменивают свои «Истаны» на частные «ГАЗели», - рассказывает Андрей С.

Другие варианты – «Форд Транзит», «Фиат Дукато», которые можно приобрести в Улан-Удэ. В Иркутске можно купить «Пежо». Но стоят они от одного до 1,5 миллиона рублей. И не всякий решится брать кредиты на такую сумму. Поэтому многие водители собираются уходить с маршрутов.

- Я уже ищу другую работу. И многие ищут. Машина есть – с голоду не помрем. Работа на маршруте привлекает прежде всего, конечно, стабильным заработком. Но если работать на себя, при этом не влезая в миллионные кредиты, можно обеспечить семью на достойном уровне. Я думаю, что около 40 процентов водителей уйдет с маршрутов, - считает Владимир Ламажапов.

Еще большую сумятицу внесла в общую неразбериху со сменой «маршруток» администрация Улан-Удэ.

- Водители давно готовы выйти в рейс на новых автомобилях. Город, в свою очередь, не будет сокращать маршруты, которые не смогли обновить свой автопарк, - сообщили недавно в администрации города.

Слова мэрии можно толковать так: маршрутам, которые не обновили свой автопарк, будет разрешено и дальше передвигаться на «Истанах». По прогнозам наблюдателей, это вызовет сильное возмущение остальных водителей, которые уже влезли в миллионные долги. 

Кроме прочего, есть такая категория водителей, которая не меняет свои авто только потому, что надеется на то, что запрет в очередной раз будет перенесен. Причем, судя по всему, таковых немало. Какова будет их участь, на сегодня тоже не совсем понятно. Однако пока что республиканские власти железно стоят на том, чтобы новая норма наконец-то начала действовать в республике.

В общем, картина складывается следующая: со стороны власти раздаются заявления о том, что с обновлением автопарка у нас все в порядке, что с нового года на дорогах города пробок станет меньше, а население будет передвигаться исключительно на комфортабельном вместительном транспорте. Со стороны водителей слышится другое мнение: многие считают, что город «встанет», что система пассажирских автоперевозок не сможет полноценно действовать по новым правилам, что люди будут копиться на остановках, становясь добычей карманников и получая травмы в давке. 

Пробок также меньше не станет, поскольку водители заменяют свои микроавтобусы в основном на «ГАЗели», которые идентичны по количеству мест, но хуже по техническим характеристикам. При этом «Истаны» с городских дорог никуда не денутся – они просто уйдут в тень, пытаясь заработать на жизнь различной подработкой.

Каким на самом деле будет итог этой реформы, жители Улан-Удэ смогут увидеть уже в ближайшие месяцы. 

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^