13.11.2013
Сессия Хурала на минувшей неделе стала предупреждением обществу о нелегком 2014 годе. О провалах речи нет, но социально-экономическая обстановка будет нерадостной. Первые «раскаты грома» уже раздались – итоги 9 месяцев подтвердили торможение промышленности РБ и ухудшение по ключевым налогам. Рассмотрение проекта бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. стало важнейшим вопросом из 64, рассмотренных на сессии.
«Социалка» обеспечена

Основу жизни республики в будущем году составят 17 госпрограмм, на которые будет направлено свыше 40 млрд руб. Это более 90 % бюджета республики. Он впервые сформирован по такому программному принципу. В свою очередь, госпрограммы сформированы по 4 главным направлениям – социальная сфера, развитие экономики, инфраструктуры и госуправление.

На образование направят 25 % бюджета. На здравоохранение – 18 %.

«При формировании налоговых, неналоговых доходов был принят базовый вариант прогноза развития республики на 2014-2016 гг. Он сформирован с учетом текущих тенденций в экономике, перспектив развития», -- доложил на сессии министр финансов РБ Игорь Шутенков.

Наиболее важными источниками доходов бюджета будет налог на прибыль и НДФЛ. Это 66 % налоговых доходов Республики Бурятия.

«В проекте нет ряда федеральных инвестиций, ряда субсидий, которые распределяются правительством Российской Федерации в течение года. Общий объем расходов, определенных на 2014 г., -- 44,4 млрд руб., на 2015 г. -- 40,1 млрд, 2016 г. – 39,4 млрд. Здесь большое влияние оказала политика РФ на перераспределение расходных полномочий, повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, выполнение социальных обязательств перед гражданами», -- пояснил министр.

На повышение зарплат согласно Указам президента РФ в 2014 г. предусмотрено 
3,87 млрд руб., исходя из прогнозируемой средней заработной платы в Бурятии в будущем году 27,9 тыс. Отметим, что с 1 января на республиканский уровень перейдут полномочия по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях. Сегодня полномочия находятся в ведении органов местного самоуправления. В ближайшие три года республика будет выделять на это по 1,183 млрд руб./год.

Социальные законы профинансированы в полном объеме. Например, в будущем году на социальную поддержку граждан направляется 3,1 млрд руб. – поддержка ветеранов труда, выдача субсидий на оплату квартиры, коммунальных услуг, ежемесячные пособия на ребенка, выплаты семьям опекунов, многодетным семьям и т.д.

«В дополнение, с 1 января 2014 г. планируются расходы на выплату единовременного пособия гражданам, усыновившим (удочерившим) на территории РБ детей-сирот. Кроме того, расширен перечень мер соцподдержки, предоставляемых приемным семьям при воспитании 3 и более детей, с учетом родных и усыновленных», -- отметил глава минфина.

На все финансов нет

Власти стремятся не допустить социального упадка, но ряд планов депутаты отложили «на потом». Сегодня называть бюджет-2014 «бюджетом выживания» оснований нет – с лихими 90-ми годами, задержками зарплат, пенсий сравнивать некорректно. Но и динамичного развития тоже не предусматривается. Например, депутат Александр Коренев в ходе сессии Хурала не раз поднимал вопрос о строительстве школы в селе Клюевка и больницы в Каменске. Известный депутат, увы, не смог добиться финансирования – средства выделены на другие 6 школ республики. Это огорчительные новости для жителей двух поселков. Депутат Сергей Мезенин заявил, что «не видит Ильинский детский сад в Программе на 2014 г.». Он был возмущен: «Куда он делся? Ведь уже было объявлено на сходе…»

Несмотря на дефицит, объем финансовой поддержки районов Бурятии удалось сохранить на уровне нынешнего года. Но тут произойдут передвижки. По одним муниципалитетам дотации вырастут, а по другим упадут. Определены средства на Адресные инвестиционные программы РБ (1,5 млрд). Деньги направят на внесение софинансирования от РБ по различным ФЦП, возведение турзоны «Байкальская гавань», строительство/реконструкцию 11 детсадов, 2 ДК, 1 библиотеки, 1 объекта здравоохранения и упомянутых 6 школ. Также деньги пойдут в Дорожный фонд РБ.

«Расходы на содержание органов государственной власти РБ на 2014-2016 гг. предусмотрены в объеме 1,4 млрд руб. ежегодно. По сравнению с 2013 г. наблюдается некоторое увеличение», -- сказал министр финансов.

Ближайшие три года дефицит бюджета предусмотрен на максимально разрешенном уровне. Как и предполагалось, он будет покрываться за счет кредитов и размещения государственных займов РБ. Облигации предполагается выпускать с учетом того, сможет ли Бурятия взять кредит и под какой процент. Но есть сомнения в возможности размещения бурятских облигаций: найдутся ли покупатели? «Сохраняется риск непривлечения средств от размещения государственных ценных бумаг в необходимых объемах», -- констатировал глава комитета НХ РБ по финансам Цырен Доржиев. 

Законопроект вызвал продолжительные дебаты.

Депутаты, близкие к спорту, привлекли внимание к финансированию РБ дворовых инструкторов по физкультуре и спорту: 2014 г. – 21,9 млн, 2015 г. – 15 млн, 2016 – 10 млн. Депутат Леонов, известный спортсмен, был обеспокоен резким сокращением финансирования. Спорта высших достижений секвестр не коснулся, но массовый был сокращен.

«В 2014 г. предусмотрено финансирование 40 % -- РБ, 6 0% -- муниципалитет. Вместо 50 % : 50 %. Ко мне обращались из районов. Они встревожены, что муниципалитеты не смогут финансировать на уровне 60 %. Это повлечет сокращение дворовых инструкторов, тогда как мы пытаемся привлечь жителей к физкультуре, спорту. Прошу найти возможность оставить 50 %: 50 %», -- в частности, сказал он. Депутату пообещали, что в случае изыскания новых доходов к вопросу вернутся.

Депутат-коммунист Федор Бураев возмутился ростом ассигнований на обеспечение администрации главы и правительства РБ и другими «властными» расходами: «Не очень ли большая цифра? Нельзя ли часть их распределить на другие статьи расходов?». Как выяснилось из ответа Игоря Шутенкова, все это основано на существующих нормативных актах: «Заложенные средства достаточны для исполнения обязанностей, и для сокращения оснований нет».

Экономика Бурятии не порадует

Тревогу вызвали и ожидаемые темпы развития. Большого роста доходов в РБ не предвидится. Депутат Борис Базаров отметил, что рост доходов будет просто-напросто «съеден» инфляцией: «По нашим доходам запланирован рост в 3-5 %. Но эта цифра даже индекс инфляции не перекрывает, т.е. мы заранее закладываем пикирование нашего бюджета. Наш бюджет – не сахар, но это превосходит наши тревожные ожидания».

Министр финансов был реалистичен: «Текущий год показывает, что завышенные ожидания по доходам не всегда оправдываются. Скорее всего, на декабрьской сессии мы с вами будем рассматривать уменьшение собственных доходов РБ».

Как заметил глава финансового комитета НХ Цырен Доржиев, сегодня общий объем доходов на 2014 г. установлен на уровне 41,4 млрд руб. (на 6,9 % меньше, чем в 2013 г.). Но в течение 2014 г. должны прийти дополнительные безвозмездные поступления от РФ. Это привычная практика. А налоговые доходы должны вырасти на 6,1 %. Самая большая доля в налоговых доходах составит НДФЛ – 43,6 %. В Бурятии указывают на недостаточную работу железной дороги, СУЭК, Бурятзолото и др. «По расчетам, основные налогоплательщики, к сожалению, в разы уменьшат налог на прибыль», -- констатировал он.

В 2014 г. прекратятся программы по снижению напряженности на рынке труда, вырастет число безработных с 6 тыс. до 9,5 тыс. человек, опасения вызвало финансирование сельского хозяйства.

В таких условиях Хурал намерен активно работать на увеличение доходов республики, привлечение инвестиций и на то, чтобы деньги жителей Бурятии оставались в республике. «Куда сейчас инвестируют? В недвижимость в Прибалтике, Болгарии, Испании и в Таиланде. Сегодня наши ребята уезжают туда и инвестируют», -- отметил депутат Леонид Турбянов.

Проект бюджета принят в первом чтении. Проблем масса. Но, повторим, катастрофы в «социалке», экономике РБ не будет.

Петр Санжиев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^