27.11.2013
Почему водители «Истан» отказались от своих угроз?
Водители маршруток, не так давно угрожавшие масштабными акциями протеста против запрета на корейские микроавтобусы, в очередной раз не подкрепили свои угрозы действиями. И это несмотря на то, что многие из них находятся в непростой ситуации из-за «маршрутной реформы». Большинство маршрутчиков сомневается и в том, что запрет пойдет городу на пользу. Впрочем, власти уверены, что ситуация нормализуется, и горожанам в этом плане ничего не угрожает. 

Встреча не состоялась 

Попытки водителей маршруток повлиять на ситуацию с запретом «Истан», вступающим в силу уже в начале следующего года, успешными назвать сложно. Последнее сообщение о том, что маршрутчики организуют масштабную встречу для обсуждения этого вопроса и, возможно, проведения акций протеста, так и не оправдалось. И это даже несмотря на явную заинтересованность водителей в таком мероприятии. Площадка возле лицея № 12 утром 23 ноября так и не заполнилась «Истанами», и на ней так и не прозвучали громкое возмущение и предложения о том, как можно попытаться исправить ситуацию.

В том, что у маршрутчиков достаточно рычагов воздействия на власть, сомневаться не приходится. При наличии грамотной организации они запросто могут остановить все движение в городе на такой срок, какой посчитают нужным. И это понятно: ведь тех, кто еще не пересел на «Газели» или западные автобусы, на сегодня не так уж и много. Некоторые маршруты до сих пор обновили свой автопарк менее чем наполовину. Так что если выстроить «Истаны» кольцом по всему 30-му маршруту, то Улан-Удэ определенно превратится в одну большую пробку. Такая угроза уже звучала от водителей, причем совсем недавно – как раз в преддверии этой самой планировавшейся встречи.

Были и другие варианты: например, массово припарковаться на площади Советов или прекратить ездить уже сейчас, чтобы продемонстрировать властям, что будет после 1 января 2014 года. Был и весьма необычный вариант, который и акцией протеста назвать сложно: водители грозили начать ездить по всем правилам дорожного движения, что, по их словам, тоже может парализовать движение на дорогах Улан-Удэ.

- Вот начнем все делать по правилам - ждать своей очереди на въезд в остановочный карман, всех подряд пропускать, ездить на минимальной скорости - посмотрим, как выдержат наши улицы, - говорили тогда маршрутчики.

Чего испугались водители? 

Однако весь запал и энтузиазм пропали сразу, как только сообщения о возможных протестах появились в СМИ. Встреча, о которой с таким вдохновением говорили водители «Истан», так и не состоялась. В назначенное время в назначенном месте оказались только семь микроавтобусов, водители которых приехали только потому, что прочитали о собрании в Интернете, услышали по радио или от коллег. Никого из них персонально не приглашали, призывов о том, что нужно присоединиться к протестующим, они не слышали, ни начальство, ни чиновники ни о чем их не извещали.

- Я узнал о собрании из Интернета, - рассказывает Андрей, один из водителей, приехавших на встречу. – Мне никто не звонил, не предупреждал, не предлагал принять участие. Я приехал сам.

На месте встречи не оказалось организаторов, маршрутных бригадиров, представителей власти. На вопросы от приехавших водителей, которые они задавали по телефону тем, кто может что-то знать, так и не прозвучало ни одного более или менее конкретного ответа.

Получается, что те, кто с пылом пытался собрать под своими знаменами не довольных реформой маршрутчиков, просто передумали. Причины такого шага могут быть самые разные. Одна из наиболее вероятных, но наименее доказуемых – это давление власти. Чиновники, конечно же, боятся того, что могут сделать обиженные водители «Истан». И они просто не могли не отреагировать на сообщение о готовившейся встрече.

Накануне несостоявшегося собрания, 22 ноября, в городской администрации крайне осторожно заявили, что о встрече знают, но в том, что она состоится, сомневаются.

- Еще не известно точно, будет ли проходить эта встреча, - заявили в управлении транспорта и связи.

Не ответили чиновники и на вопрос о том, собираются ли присутствовать на собрании представители мэрии. Впрочем, вполне возможны и другие варианты. Например, насобиралось слишком мало протестных водителей. Или организаторы подумали, что ситуация безнадежна и протестовать бессмысленно. Впрочем, это не объясняет того, что никто так и не объяснил причин, почему встреча сорвалась, и почему никто из организаторов не пришел, чтобы рассказать об этом приехавшим водителям.

Как быть – непонятно 

В итоге собрание, о котором так громко и пафосно заявили, оказалось больше похоже на встречу соседей около гаража: несколько водителей собрались, пожаловались друг другу на непростую ситуацию, возникшую у большинства обладателей «Истан» из-за злополучного запрета, и вскоре разъехались по своим делам.

А ситуация у многих действительно непростая: для того чтобы влезть в новые кредиты и получить автобус, подпадающий под новые стандарты, некоторым водителям сначала нужно погасить старые кредиты, на которые куплены уже почти запрещенные «Истаны».

- Я не представляю, что буду делать после Нового года, - рассказывает Андрей, - мне еще за эту «Истану» кредит платить два года по 22 тысячи в месяц, а мне говорят еще один кредит брать на полтора миллиона. Зачем мне это нужно?
И таких историй масса. Кредиты, семьи, дети – практически у каждого маршрутчика, который может остаться без работы уже 1 января, свой набор проблем.

Недавнее заявление Вячеслава Наговицына о том, что водителям будет оказана помощь, было воспринято водителями без энтузиазма. Большинство просто отмахивается – «очередная уловка власти». Однако, по словам главы, ничего страшного в новых правилах нет, а если будут возникать проблемы, то их нужно будет решать совместно:

- Каждый бригадир маршрута должен задуматься. Если будут возникать какие-то проблемы – мы готовы участвовать, вплоть до выделения средств на покупку, бюджетного кредита и прочее, - заявил недавно глава.

Между тем, как говорят некоторые водители, ситуацию на дорогах города запрет на корейские микроавтобусы никак не исправит.

- На что меняют многие водители свои «Истаны»? На «Газели», - говорит один из водителей, присутствовавших утром 23 ноября на 12-м лицее. - А чем они лучше? Вместимость у них такая же, а проблем с ними больше. Горючего нужно больше, запчасти – дороже, надежность – ниже, про удобство вообще не говорю. Зачем такая реформа? Какой в ней смысл?

В общем, проблема есть, и стоит она остро. А вот решения до сих пор нет. Как нет и гарантии, что запрет реально поможет городу, с каждым годом все больше задыхающемуся от пробок.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 

Социальные комментарии Cackle
^