04.12.2013
Дешевое и эффективное средство борьбы с пробками довели до ручки
На минувшей неделе в столице Бурятии с рельсов сошел очередной трамвай. Это уже далеко не первый случай за последний месяц, причем сходы стали практически регулярными. Что же происходит? Почему трамваи, идущие по железной колее, сходят с путей все чаще, кто в этом виноват и что делать? 

Поговорили и разошлись 

Итак, из-за чего трамваи сходят с рельсов? Как уже неоднократно говорилось, основная причина кроется в плачевном состоянии рельсовых путей. Еще в прошлом году директор МУП «Управление трамвая» Николай Хонгоров сообщал, что большая часть путей срочно требует ремонта, причем капитального. С тех пор ничего не изменилось, и на сегодня лишь 10 % дороги из общей протяженности в пятьдесят километров находятся в удовлетворительном состоянии.

Примерно год назад власти, наконец, занялись этим вопросом. Было проведено несколько совещаний, чиновники и депутаты городского Совета и Народного Хурала послушали с умным и понимающим видом трамвайщиков, поговорили о том, что нужно направить на ремонт дорог деньги целевым методом, и… не сделали ничего. Т.е. совсем ничего.

Финансирование городского трамвая продолжает осуществляться по остаточному принципу. Пути за последний год не ремонтировались, и, как результат, сходы с рельсов стали обычным явлением. В последнее время к прогнившим шпалам прибавились каверзы погоды, из-за чего рельсы на трухлявых шпалах начинают свободно «ходить».

Дешевле, чем дорога 

В это же время город построил развязку, сегодня думают над проектом платного моста, планируется расширить дороги для «борьбы с пробками». На все это уходит уйма бюджетных денег, но результатов как не было, так и нет. Для примера, ремонт одного километра трамвайных путей обходится существенно дешевле, чем ремонт того же участка автомобильной дороги. 

Но если автодорога при нынешних методах работы прослужит максимум несколько лет, об отремонтированных трамвайных путях можно будет забыть лет на двадцать. Конечно, и это не приветствуется, ведь через 20-30 лет вновь придется ремонтировать пути целевым методом, но пока это так.

По расчетам Николая Хонгорова, для полного ремонта одного километра путей «под ключ» требуется около тридцати миллионов. Напомним, общая протяженность трамвайных путей составляет около 50 километров, так что денег, потраченных на одну развязку, вполне могло хватить на ремонт всей дороги. Зато эффект мог быть совершенно другим.

Бесшумный трамвай 

Сегодня только из-за рельсов, выработавших свой ресурс без остатка, резко снижается популярность электрического транспорта. «Там волнообразный износ рельсов, она как стиральная доска становится. Эти рельсы еще при Сталине выпускались», - говорит Николай Хонгоров. По его словам, здесь даже не помогут специальные вагоны, шлифующие рельсы: «Там сама головка катания уже сносилась. Куда дальше шлифовать, на ребре ездить?». 

К тому же Управление трамвая на сегодня обладает технологией изготовки бесшовных рельсов. Это сразу дает ощутимые выгоды. Исчезнут перестуки, неприятные для пассажиров и механизмов вибрации, скорость увеличится, в прилегающих домах станет тихо, наконец, вагоны, да и сами рельсы прослужат намного дольше. Все это повысит популярность трамвая, и часть автомобилистов и пассажиров микроавтобусов уйдут сюда, делая ситуацию на дорогах здоровее.

Убийца пробок 

Конечно, все это требует денег. Но напоминаем, нигде трамвай не является рентабельным, и не пытаются сделать его таковым. Большую часть расходов по эксплуатации всегда несет государство, обеспечивая своевременный ремонт и профилактику. У нас же трамвай полностью отдан под городскую ответственность, у которой денег нет, тогда как в других российских регионах трамвай финансируется из областного бюджета.

Недавно мэр Улан-Удэ Александр Голков вместе с руководством республики побывали в Милане. Неизвестно, попробовали они комфорт местных трамваев или нет, но поинтересоваться стоило бы. При прокладке трамвайных путей там используются новейшие технологии с укладкой рельсов на бетонную подушку с резиновыми подложками, что делает трамвай почти совершенно бесшумным и плавным, и никаких дребезжащих стаканов в прилегающих домах. Конечно, такие пути необходимо будет регулярно проверять и ремонтировать, с ними не получится по российской методике установить и забыть лет на двадцать.

Самое главное, это также дешевле, чем постройка автомобильной дороги. Насколько необходим такой комфортный транспорт, не зависящий от пробок, показала прошлая суббота в Улан-Удэ. Когда практически весь город превратился в огромную пробку, трамваи, словно заколдованные, проносились мимо стоящих автомашин. Это ли не наглядный показатель преимущества трамвая?

Владимир Бадмаев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^