09.01.2014
С 1 января вступил в силу новый закон о госзакупках. Он сменил на посту старый 94-ФЗ, который, по словам большинства экспертов, уже не мог нормально регулировать сферу в силу почтенного возраста. Новые правила, по словам чиновников, должны навести порядок в сфере закупок. Однако о том, насколько удачен этот закон, говорить еще слишком рано.
В недавнем рейтинге общественной организации «Безопасное Отечество» самых коррумпированных регионов в сфере госзакупок Бурятия оказалась почти ровно посередине – 41-е место из 83. И не сказать, что у нас все хорошо, но и благополучным в этом плане регион не назовешь.

Застарелые схемы государственных и муниципальных закупок до сих пор позволяли и чиновникам, и нерадивым исполнителям проводить разнообразные махинации при заключении госконтрактов.

Теперь, как заверяют нас власти, с этим должно быть покончено: с 1 января этого года вступает в силу новый закон о госзакупках, предполагающий совершенно новые подходы к регулированию этой сферы. Из уст чиновников разных уровней звучат слова о том, что закупки станут прозрачнее, что теперь система будет работать «как надо».

Невольно возникают вопросы: будет ли она работать на самом деле и если будет, то как?

Без излишеств 

С Нового года покупать дорогие автомобили, массажные кресла и прочие атрибуты современного чиновника высокого ранга будет, как минимум, сложнее. По крайней мере, именно на это упирают авторы закона, вводя понятие «избыточные свойства» товаров и услуг. Покупать разрешается лишь то, что можно разумно обосновать.

В Бурятии уже не раз в СМИ появлялись сообщения о закупке местными органами власти внедорожников и прочих элитных авто в самой дорогой комплектации, стоимостью в несколько миллионов рублей. По логике вещей это и есть «избыточные свойства» товара. 
Но как именно будут ограничивать чиновничьи аппетиты на практике - станет известно только после принятия федеральным правительством конкретизирующих документов.

Помимо ограничения в роскоши, новый закон обязан навести порядок и в других аспектах госзакупок. Один из них – прозрачность.

Согласно новым правилам будет создана единая информационная система, где должна быть отражена вся информация о планах закупок, об их исполнении, список заключенных контрактов, библиотека типовых контрактов, разнообразные реестры проверок и выданных по их итогам предписаний. При этом вся эта информация будет общедоступной и бесплатной для всех желающих.

Также в этой информационной системе все постоянные заказчики, будь госучреждения, муниципалитеты или органы власти, обязаны будут публиковать план закупок на ближайшие три года. И более подробный план-график на текущий год.

Еще одно новшество – общественный контроль. Он предоставляет любому гражданину и любой организации возможность проводить независимый мониторинг, оценивать процедуры госзакупок, исполнение контрактов и сопоставлять их с требованиями законов.
Более того, можно будет от своего имени обратиться в правоохранительные органы в том случае, если были замечены явные нарушения при осуществлении закупок.

Плати за контракт 

Одним из основных отличий нового закона стали антидемпинговые меры. То есть это, своего рода, защита от недобросовестных заказчиков, которые намеренно занижают цены. Во-первых, это установление минимальной цены, за которую может уйти контракт. Она будет устанавливаться по каждому отдельному случаю.

Но главным антидемпинговым механизмом станет «обеспечение цены контракта». То есть, если участник торгов занизил цену более чем на 25 процентов, то он должен предоставить обеспечение, в полтора раза превышающее эту цену. Это должно отсеять недобросовестных исполнителей (проще говоря – мошенников), которые изначально не собираются исполнять контракт.

Вообще, обеспечение контракта – это одна из главных «фишек» нового закона. Даже если участник не демпингует, ему придется предоставить обеспечение либо в виде денежных средств, либо в виде банковской гарантии.

В общем, закон сам по себе может быть достаточно неплохим, но только в том случае, если обзаведется достойной подзаконной нормативной базой, регулирующей его реализацию.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^