15.01.2014
Одной из наиболее обсуждаемых тем после новогодних каникул остается общественный транспорт. Кризис в этой сфере, словно неожиданный снег зимой, все же наступил, и оказалось, никто к нему не был готов.
В новый год с потерями 

Несмотря даже на то, что закон о запрете на эксплуатацию несертифицированного автотранспорта был принят еще в далеком 2010 году, а дата вступления его в силу переносилось несколько раз. Переносы были связаны прежде всего с протестами маршрутчиков и невозможностью быстрой замены автотранспорта. 

Поначалу казалось, что и намеченный на 1 января 2014 года запрет не устоит перед напором водителей «Истан», и дата вновь будет отодвинута. Но резонансная авария в Тункинском районе осенью прошлого года и прямое указание федерального руководства не оставили на это шансов.

Несмотря на то, что к концу года почти половина всего пассажирского транспорта не соответствовала новым требованиям, власти пошли на принцип. В ситуацию вмешался даже глава республики Вячеслав Наговицын, который заявил, что не стоит надеяться на перенос даты.

Поэтому в новый год множество улан-удэнцев вступало со смутными сомнениями, как они завтра будут добираться до работы или учебы. И первые дни января оправдали их опасения – несмотря на праздничные дни, редкие маршрутки явно не справлялись с потоком. Опасения возрастали с приближением первого рабочего дня, а именно 9 января, когда отметившие все положенные по календарю праздники жители начали вылезать из своих домов и поехали на работу.

Незамеченный кризис 

Несмотря на проблемы по некоторым направлениям, ситуация 9 января оказалась не столь катастрофичной. Проезжая в этот день по улицам, вообще могло показаться, что большинство решило продлить каникулы на два лишних дня. Тем не менее это позволило чиновникам заявить, что проблем с транспортом не обнаружилось. 

«Мы с семи часов объезжали город. Не было скопления людей, автобусы МУП «Городские маршруты» вместимостью до 100 человек везли по 5-7 пассажиров», - сказал начальник управления транспорта Улан-Удэ Юрий Ткачев. В то же время в Управлении трамвая нам сообщили, что, несмотря на некоторое увеличение пассажиропотока на 5-10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, трамваи также ходят полупустые.

Это тем более удивительно, если вспомнить, что и раньше многим пассажирам приходилось подолгу ожидать свою маршрутку. А тут в один момент с улиц города исчезло около пятисот микроавтобусов, а проблем с транспортом не обнаружилось. Чудеса, да и только!

Но совсем другое настроение у жителей некоторых отдаленных микрорайонов Левобережья, поселка Восточный и некоторых других, куда трамваи и муниципальный транспорт не ходит. Действительно, столпотворения на остановках не было, но не потому что автобусов было много и всем хватало места, наоборот. Причина, как оказалось, крылась в том, что на некоторых направлениях транспорта не было абсолютно.

На конечных станциях в четверг-пятницу можно было наблюдать интересную картину – люди приходили на остановку и, недолго постояв со слабой надеждой дождаться автобуса, либо заказывали сообща такси, либо ловили «попутку» и самостоятельно добирались до города. Благо автомобилисты в эти дни оказались на редкость радушными и сами останавливались, чтобы подобрать людей. Благодаря этому столпотворения на «конечках» и не наблюдалось.

В социальных сетях начали набирать популярность группы, где можно найти попутчиков – подобная практика распространена в других странах. Вообще, наиболее популярной темой обсуждения в социальных сетях в эти дни остаются маршрутки. Большинство настроео решительно против закона и призывает вернуть корейские микроавтобусы на дороги Улан-Удэ. Запрет микроавтобусов является главной темой разговоров и в самом общественном транспорте.

Запоздалые вопросы 

Некоторые задумываются, чем «Истаны» опаснее, например, «Газелей», «Фиатов» и «Каунти». Внезапно с приходом нового года оказалось, что при недостатке маршруток автобусы и микрики забиваются стоячими пассажирами до отказа, при взгляде на который с тоской вспоминаются старые добрые корейцы, в которых были только сидячие места. Сложно представить, что случится с пассажирами, если такой вот переполненный микроавтобус попадет в аварию. 

Другие задаются вопросом, почему датой «икс» было назначено именно 1 января, день на самой макушке зимы. По мнению Юрия Ткачева, кризисный период будет длиться около месяца, а дальше ситуация должна «устаканиться». Так вот что помешало этот кризисный месяц назначить не на январь-февраль, а на май-июнь, например? 

Сегодня распространяется информация о том, что 17 января на площади Советов пройдет митинг противников запрета «Истан». В администрации города нам сообщили, что пока никаких заявок на проведение подобного мероприятия к ним не поступало. К тому же, по словам начальника управления транспорта, закон принят и вступил в силу, так что отыграть назад уже не получится.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^