22.01.2014
За последнюю неделю ситуация с маршрутами на дорогах не изменилась. Доведенным до отчаяния горожанам и жителям пригородов приходится, чтобы добраться до работы или учебы, ехать даже стоя в совершенно не приспособленных для этого «Газелях». Сторонников возвращения запрещенных микроавтобусов, между тем, становится все больше.
Никто не может уехать 

Жительница поселка Южный Татьяна Низовцева инициировала сбор подписей среди горожан для отмены закона, запрещающего использование несертифицированного автотранспорта. Пенсионерка, потратив несколько часов, собрала более четырехсот подписей горожан и написала письмо в Народный Хурал.

По словам Татьяны Николаевны, пойти на решительные меры ее вынудили сами власти. Ей почти каждый день приходится ехать в центр города, и каждый такой день превращается в томительное ожидание автобусов на остановке. «Мы остались совсем без маршруток. Если машина идет от Тальцов, мы на нее сесть уже не можем, потому что они все идут переполненные. Все стоят, голосуют, никто уехать не может. Чтобы добраться до центра, приходится ехать минут сорок», - рассказывает она.

Долгая дорога в школу 

Большие сложности теперь у тех родителей, которые отправляют детей в школу на общественном транспорте. «Рассчитывая на то, что транспорт у нас в последнее время более или менее ходил, многие своих детей записали в другие школы и детские сады. А сейчас же ребенка заморозишь совсем. Дети даже не могут залезть в маршрутки», - возмущается Татьяна Низовцева.

Ее муж возит восьмилетнего внука во Дворец пионеров на тренировку: «Они с Бабушкина даже не в часы пик уже уехать не могут. А если садится, то в переполненную «Газель», где и так битком. В нее человек 15-20 набивается, стоя, в три погибели, и о технике безопасности речь вообще не идет». А ведь именно забота о безопасности горожан стало основным аргументом при введении запрета.

«Постоянно на горячую линию в правительство, а также в средства массовой информации поступают жалобы от населения о плохом транспортном обеспечении маршрутов, но правительство не желает отменять принятый закон, хотя их задача выполнять требования народа. В СМИ дают искаженную информацию, что якобы все хорошо и в ближайшее время придут новые автобусы, а люди продолжают мерзнуть в -30 на остановках», - пишут в письме разгневанные горожане. К слову, это проблемы не только жителей поселка Тальцы, но и Коминтерна, Ошурково, Сотниково, Гурульбы и многих других.

Распустить Хурал? 

В заключение этого письма, поддержанного сотнями горожан, значится требование возвращения «Истан» и роспуска, ни много ни мало, Народного Хурала. «Мы, жители города Улан-Удэ, требуем, чтобы вернули в эксплуатацию транспортные средства типа «Истана» и тем самым обеспечили нормальное транспортное обслуживание населения, хотя бы в зимнее время, пока не решится вопрос с достаточным обеспечением транспорта для доставки людей к месту назначения. Требуем распустить антинародный Хурал и выбрать новый».

Впрочем, степень радикализации настроений вполне мирных граждан можно прочувствовать и без всякого письма, просто протиснувшись в переполненный автобус в час пик. Из разговора в таком автобусе: «Что же это за наказание, что мы им такого сделали, что нас так мучают?», «Надо протестовать, ну, так же нельзя!». Но тут же другие пассажиры отвечают, «мы же терпеливые, мы и здесь смолчим…».

«Наше правительство принимает такие законы, принятие которых - простое издевательство над народом, так зачем же нам такое правительство?» - говорится уже в письме горожан. «Им плевать на свой народ. Они уже забыли, как сами ездили в общественном транспорте», - добавляет Татьяна Низовцева.

«Истановское лобби» 

И все же Татьяна Николаевна сама не верит, что вторая часть требований о роспуске парламента может быть воплощена в реальности, и требует хотя бы вернуть корейские микроавтобусы на маршруты. Причем, сама ни в коей степени не будучи связанной с водителями «Истан». Кроме лишь того, что она была пассажиркой.

Она надеется, что в ответ на ее обращение Хурал хоть обратит внимание на транспортные проблемы, тем более что закон о запрете принимался ими же. До сей же поры депутаты Народного Хурала, треть из которых представляют городские округа, предпочитали отмалчиваться. В то же время городские власти старательно продолжают делать вид, что ничего страшного не происходит, есть лишь «небольшие трудности по отдельным направлениям». Также утверждается, что жалоб от жителей нет, а те, что есть, инициированы водителями корейских микроавтобусов. Последние недели ознаменовали также рождение нового термина «истановское лобби», к которому уже успели причислить всех возмущенных горожан.

Муниципальный транспорт не приедет 

Кроме всего прочего, Татьяна Николаевна также поднимает вопрос о муниципальном транспорте. «Только в нашей республике нет муниципального транспорта. Если ты его не имеешь, зачем рушить то, что уже есть? Нет никаких льгот ни для пенсионеров, ни для студентов или школьников. Те льготы, которые люди заработали, они в нашей республике не действуют. Сидят женщины с тремя детьми, они тоже ничего не получают. Новосибирск возьмите, Иркутск… везде есть муниципальный транспорт, везде ездят со скидками», - говорит она.

Но про муниципальный транспорт можно пока забыть. Осенью мы предполагали, что грядущий январский кризис дает городу и республике уникальную возможность совершить прорыв, восстановив позиции муниципального общественного транспорта, упорядочить эту сферу и сделать ее контролируемой. И вроде бы первые шаги в этом направлении были сделаны – по словам начальника Управления транспорта Улан-Удэ Юрия Ткачева, в конце прошлого года рассматривался вопрос о закупке ста автобусов для МУП «Городские маршруты». 

Сотня новеньких автобусов вернула бы из небытия муниципальное транспортное предприятие, если бы не одно «но». «К сожалению, республика, что в прошлом году, что в этом, в связи с острой нехваткой бюджетных средств не сможет участвовать в реализации данной программы», - сказал Юрий Ткачев. Понятно, что город один вряд ли потянул бы такие затраты – один автобус, в зависимости от модификации, по словам чиновника, стоит порядка 2-4 миллионов, так что вопрос отложен в долгий ящик.

А пока сложившейся ситуации больше всего радуются автомобилисты, на улицах стало свободнее, пробок меньше, а заторов возле остановок вообще нет. Но всем понятно, что это временно. Когда те, для кого январь стал кошмаром, залезут в кредит и купят машины, пробки вновь вернутся на свои законные места, и лучше от этого вряд ли станет. 

Недовольство при этом будет лишь нарастать и, возможно, перекинется из чисто транспортных требований в политическую сферу, и дело вряд ли ограничится требованием роспуска Хурала. Похоже, инициатива властей об обновлении пассажирского транспорта попадает в традиционную российскую ловушку под названием «хотели как лучше». Нет необходимости говорить о том, что получилось при этом, как всегда.

Владимир Бадмаев, «Номер один». 
Социальные комментарии Cackle
^