29.01.2014
Цены на бензин в последние месяцы аккуратно снижались. Однако, как считают эксперты, это всего лишь затишье перед бурей. В этом году повышение стоимости топлива, судя по всему, неизбежно. И на это есть несколько причин.
Автомобилисты Бурятии в последнее время сталкиваются все с новыми бедами. Теперь к уже привычным пробкам, плохим дорогам и проблемам с ОСАГО (будь то нехватка полисов или повышение их стоимости), возможно, добавится очередное повышение цен на бензин. По прогнозам специалистов, стоимость самого популярного на сегодняшний день горючего может вырасти на 15 % уже в этом году.

Среди причин такого повышения называется в первую очередь налоговый маневр, нацеленный на пополнение дефицитного бюджета. А именно: экспортные пошлины на нефть будут увеличены, тогда как налог на добычу полезных ископаемых увеличится, причем не только для нефтяников, но для всего сектора. К этому добавляется рост акцизной нагрузки, что приведет к удорожанию одного из конечных продуктов переработки нефти – бензина.

За счет такого маневра, который будет реализовываться поэтапно в течение трех лет, власти планируют получить в бюджет до 170 миллиардов рублей.

Сдержать тенденцию увеличения цены на топливо, по мнению экспертов, могут два фактора: это замораживание тарифов «Транснефти» и РЖД.

Между тем, в конце прошлого года аналитики Российского топливного союза предсказывали значительно большее повышение цен в 2014 – до 30 процентов. На этом фоне 15 % - не такая уж и большая ставка. Однако даже в этом случае последствия будут вполне ощутимыми, причем не только для автомобилистов, но и для всей экономики Бурятии. Ведь от стоимости топлива напрямую зависит и общий уровень цен в Бурятии.

Власти Бурятии сделать реальный прогноз пока не готовы. Единственное, о чем можно говорить уверенно, – это повышение акцизов в этом году.

- На сколько повысится цена на бензин в этом году – пока нет точного ответа. Мы сейчас работаем над этим вопросом. На сегодняшний день более или менее точных прогнозов нам не может дать даже «Роснефть». В любом случае каждая отдельная бензоколонка может увеличить стоимость топлива, причем независимо от этих прогнозов, - считает Владимир Хингелов, начальник отдела макропрогнозирования и программирования министерства экономики республики.

Между тем, Управление антимонопольной службы в Бурятии недавно подвело итоги динамики розничных цен на топливо. Бензин наиболее популярной марки АИ-92 с 1 января 2013 г. по 1 января 2014 г. подорожал почти на два рубля – с 28,6 рубля до 30,5. При этом в последние месяцы прошлого года шла тенденция к удешевлению – с ноября 2013 г. стоимость бензина упала на рубль.

Продолжилась эта тенденция и в этом году – за три недели января цена снизилась еще на 50 копеек. Впрочем, судя по прогнозам, этот эффект продержится еще недолго.

Совсем другая ситуация с дизельным топливом. Здесь сложился парадокс, когда цена на более низкое по качеству ДТ превысила цену на АИ-92. Объяснить толком, почему сложилась такая ситуация, никто не может.

Соляра за 2013 год подорожала более чем на четыре рубля за литр: с 31,7 рубля на 1 января 2013 г. до 35,9 на 1 января 2014 г. При этом никаких тенденций к удешевлению ДТ ни в конце года, ни в его середине не наблюдалось.

В общем, прогнозы по розничной стоимости топлива совсем не радужные. Бензин будет дорожать – это факт. Однако с какой скоростью будет происходить этот процесс и до какой планки доберется топливная цена, сейчас сказать сложно.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^