29.01.2014
Администрация Улан-Удэ закупила триста мусорных баков, произведенных в Италии
К бакам прилагались два инновационных мусоровоза. Как ожидается, баки и мусоровозы будут приспособлены для раздельного сбора мусора. Всего на проект, который, скорее всего, провалится, потрачено пятьдесят восемь миллионов рублей. Событие, которое можно прокомментировать словами кота Матроскина: «Деньги у нас есть, у нас ума не хватает». 

Европу – в каждый двор 

Вот что сказал по поводу этого знаменательного события мэр города Александр Голков в своем видеообращении: «Два новых мусоровозных комплекса, которые имеют комплексное оборудование. Мусоровозные контейнеры – это производство Италии, и вся навеска электронная - это тоже Италия. Двигатели американские, а база автомобиля – Минского автозавода». 

Сам тон главы города, серьезный и основательный, говорит о его уверенности в том, что белорусские мусоровозы с американскими двигателями и электронной навеской из Италии, вкупе с итальянскими же урнами, совершат революцию в деле сбора мусора.
Однако верится в это с трудом. Городу, в котором треть жителей пока не приучилась вообще выбрасывать мусор в отведенные для этого места, а сваливают его где и как попало, до революции еще далеко. 

«Твердые остатки бросать в один бак, а органические остатки опускать в другой бак. Органические остатки будут поступать на полигон и там утилизироваться, а неорганические остатки мы должны будем отправлять на мусоросортировочный завод для дальнейшего использования вторичных материалов», - учит горожан Александр Голков. 

Прислушаются ли горожане к просьбе мэра города, неизвестно, но, безусловно, что дорогие баки и мусоровозы в обозримом времени придут в негодность. Их придется заменять на такие же, то есть опять дорогие. То есть уже потратили много, и впереди на поддержание этого благолепия предстоят большие траты. Как представляется, этому факту, безусловно, будут «обрадованы» те, кто сейчас вечерами стоит на остановках в бесполезном ожидании своего маршрута.

В бюджете денег нет 

Александр Голков сделал видеообращение, рекламирующее раздельный сбор мусора, на фоне разворачивающегося в городе транспортного кризиса. Городские власти уже заявили, что тяжелый период продлится около месяца, потом предприниматели зарегистрируют сначала сотню, а через месяц еще сто микроавтобусов, которые сейчас почему-то «зависли» в страховых компаниях. И тогда, обещают, станет легче.

Почему же город ждет милости от частников? Потому что, как нам постоянно говорят, на закупку муниципальных автобусов и разрешение кризиса своими силами ни у города, ни у республики денег нет. Республиканский бюджет, как известно, глубоко дефицитен. У города, по признанию чиновников, на закупки новых автобусов денег также нет. 

И вдруг мэр города объявляет о закупке импортного оборудования для раздельного сбора мусора почти на 60 миллионов рублей. Казалось бы, какая связь между автобусами и инновационными мусорными баками? Кроме того, что они завязаны на бюджете. Даже если считать по минимуму, оказывается, что один мусорный бак стоил городскому бюджету, который также дефицитен, около 150 тысяч рублей каждый. Для сравнения, стандартный дом из бруса сегодня можно приобрести по цене двух таких урн.

Чтобы понять, много это или мало, можно привести цифры, которые город планирует потратить в 2014 году на общественный транспорт. Так, на «финансовое оздоровление» МУП «Управление трамвая» будет потрачено ровно 90 миллионов рублей, тогда как на МУП «Городские маршруты» - около 79 миллионов. Вполне сопоставимые с урнами цифры при кардинальном различии по степени важности этих задач.

Вследствие этого у некоторых слушателей обращения мэра возник диссонанс от происходящего, отдающего сюрреализмом. На улицах города разворачивается самый настоящий транспортный кризис – горожане мерзнут на остановках утром, днем и вечером, сотни людей призывают Народный Хурал уйти в отставку, а мэр города в тиши своего кабинета призывает их сортировать дома мусор – «твердые остатки бросать в один бак, а органические остатки опускать в другой бак».

А что могло бы быть… 

Между тем, потраченных 60 миллионов хватило бы на закупку 15-20 новых автобусов, если считать, что каждый автобус средней вместимости стоит 3-4 миллиона. Это вливание помогло бы возродить к жизни муниципальное предприятие «Городские маршруты», что позволило бы городу разговаривать с частными извозчиками по вопросу, например, тарифов более уверенным тоном. Напомним, Улан-Удэ намеревается взять в кредит 10 автобусов в ближайший год.

Еще на 58 миллионов можно было полностью заменить два километра трамвайных путей. Два километра, конечно, не бог весть что на фоне общих пятидесяти километров крайне изношенных и требующих ремонта путей. Но это могло стать только началом. Тем более что в городском дефицитном бюджете, в котором средства направляются «только на самые приоритетные задачи», хватает сомнительных пунктов, от которых можно было бы либо отказаться полностью, либо их сократить. Сэкономив, таким образом, деньги для решения наиболее приоритетной на сегодня задачи.

Наиболее приоритетные задачи 

В 2014 году город потратит более 58 миллионов рублей на реализацию программы «Электронный Улан-Удэ», которая направлена на «повышение эффективности и оперативности предоставления муниципальных услуг организациям и гражданам Улан-Удэ». Грубо говоря, администрация закупит новые компьютеры, программы и т.д. для совершенствования оборота бумаг. Еще одна гигантская статья - совершенствование материально-технической базы учреждений культуры – на нее запланировано около 190 миллиона рублей.

Конечно, и культура, и электронное правительство нужны, равно как и раздельный сбор мусора, но кажется, что конкретно на сегодняшний день задача по преодолению транспортного кризиса гораздо важнее, чем и то, и другое, и, тем более, третье. Город задыхается в пробках, общественный транспорт работает из рук вон плохо, а мы тратим сотни миллионов на какие-то неочевидные второстепенные нужды. Как минимум эти (и многие другие) расходы можно было сократить на 10-20 % и «наскрести» миллионов 300 на масштабное обновление системы общественного транспорта в Улан-Удэ.

А без европейских урн, стоимостью в полторы сотни тысяч рублей каждая, город вполне мог бы обойтись, по крайней мере, до тех пор, пока не будут решены более актуальные проблемы. Если поставить перед горожанами конкретный вопрос: что им важнее – нормальная работа общественного транспорта либо импортные мусорные баки (новые компьютеры в мэрии, или материально-техническая база библиотек), думается, ответ будет очевиден.

Владимир Бадмаев, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^