05.03.2014
По школам Улан-Удэ «прокатились» платные принудительные олимпиады
Пока вся страна обсуждала сочинскую Олимпиаду, в Бурятии кипели нешуточные страсти вокруг совсем других - школьных олимпиад. Причем настроения вокруг таких конкурсов отнюдь не спортивные и, к сожалению, отнюдь не позитивные. \\

Родители учеников сразу нескольких улан-удэнских школ обратились в нашу редакцию с одинаковыми жалобами. Общее возмущение вызвано повсеместным проведением школьных олимпиад, конкурсов, в которых, по мнению родителей, далеко не всегда побеждают сильнейшие по знаниям ребята. Олимпиады, скорее, напоминают лотерею или конкурс на того, кто лучше всех умеет списывать. 

Такие выводы мама второклассника одной из улан-удэнских школ Любовь Шелестова сделала, руководствуясь собственным опытом. Первое, что ее удивило, – это то, что за участие в так называемом «игровом конкурсе на знание истории мировой художественной культуры» под названием «Золотое руно» нужно было заплатить 50 рублей. Сумма не большая, но, учитывая, что конкурсом были охвачены все классы в школе, причем в полном составе, возникает вполне резонный вопрос – куда и кому уходят эти средства, именуемые «организационным сбором»? 

Удивило родителей и то, что спрашивать у ребят или родителей о том, хотят они или нет участвовать в такой олимпиаде, тоже никто не стал. А вопросы, предлагаемые для второклассника, вообще повергли родителей в шок. 

- «Золотое руно» - олимпиада с возрастной градацией вопросов. Моему ребенку, ученику 2-го класса, выдали опросник с пометкой «3-4 классы» на титульном листе. И 60 вопросов, затрагивающих географию, культуру и историю… Испании! Если быть точнее – Пиренейского полуострова! Мадрид и Барселона, Сервантес и Пикассо, Сантьяго-де-Компостела и Черная Дева – категории знаний совсем не 3-4-х, и тем более уж никак не второго класса! – возмущается Любовь Шелестова. 

Папа решает, а Вася сдает

К тому же, опросники выдавались детям на дом на выходные. Наверно, можно не объяснять, что отдыхать в эти субботу и воскресенье не удалось никому из семей школьников-участников олимпиады. Логично предположить, что дети, не знающие вопросов, но обязанные сделать домашнее задание, обратились за помощью к родителям. Взрослые на «детские» вопросы ответов, как правило, не знали и сами и ринулись за ответами в Интернет. Как результат – обилие экстренно созданных мамами и папами форумов и сообществ для совместного поиска ответов на заумные вопросы. По словам Любови Шелестовой, она наткнулась даже на сайты, где ответы на вопросы олимпиады раздавались за определенную плату. 

- Лично у меня возникло недоумение: как же выберут лучшего, если ответы у всех одинаковые? Где находится этот генератор случайных чисел, с помощь которого определят победителя? Да и за что, собственно, боремся? Такая олимпиада-лотерея разве выявит сильнейших эрудитов? Для чего это нужно вообще? – недоумевает родительница. 

Итогом такой «образовательной» гонки, как объяснили родителям, будет именной сертификат участника конкурса, где будет отмечено, какое место занял тот или иной ученик. 

- Мы, по сути, боремся за то, чтобы потом сложить красивую бумажку в портфолио школьника. То есть покупаем ребенку некую регалию, - считает мама второклассника. 

Родители уверены, что такого рода олимпиады не только не способствуют тому, чтобы дети искали знания в первоисточниках, развивались и занимались, а скорее наоборот, учат вещам отнюдь не педагогичным. 

- В мое время в олимпиадах по предметам действительно участвовали лучшие. Это было огромной мотивацией для школьников в повышении уровня знаний, в углублении познаний в том или ином предмете. Это были действительно соревнования, в которых побеждал сильнейший. Нынешние олимпиады-лотереи способны замотивировать только родителей школьников на изучение принципов интернет-серфинга. И еще учат детей прибегать к чужим знаниям, пользоваться готовыми ответами, не обращаясь к первоисточникам. Ну и, конечно, они учатся тому, что красивые «бумажки», звания, регалии можно просто купить, - уверена Любовь Шелестова. 

Кроме того, по мнению родителей, подобные конкурсы зачастую задевают за живое школьников, особенно это касается начальной школы. Те ребята, которые пытались отвечать на вопросы самостоятельно, или те, у которых родителям просто некогда заниматься такими «делами», получают самые последние места в конкурсе. Объяснить второкласснику, что это не он «последний», а олимпиада не честная – практически невозможно. 

Министерство тут ни при чем

Тем временем «Золотое руно» - далеко не первая и не единственная олимпиада для учеников и их родителей. Во всех школах республики из года в год регулярно проводятся такие олимпиады, как «Русский медвежонок» (на знание русского языка), «Кенгуру» (математическая олимпиада) и прочие. Все они платные. На все ответы, если постараться, можно узнать заранее. Так, в Сети уже есть сообщества, где можно получить ответы на вопросы конкурса «Кенгуру-2014», который состоится 20 марта. Родители сразу нескольких улан-удэнских школ попросили нашу редакцию взять разъяснения по данному вопросу в министерстве образования и науки.

К нашему удивлению, министр образования и науки республики Бурятия Алдар Дамдинов сразу подчеркнул, что все вышеперечисленные олимпиады не имеют никакого отношения к министерству образования и науки и проводятся без участия ведомства. Поэтому минобраз за содержание вопросов, организационные недочеты в проведении таких конкурсов и за финансовую составляющую и прочие вопросы никакой ответственности не несет. 

- Во-первых, мы вообще никаких денег за участие в олимпиадах не собираем. Общероссийские официальные олимпиады, которые проводит наше министерство, все бесплатные. Вопросы к ним готовят федеральные эксперты, строго отслеживается, чтобы задания были на уровне школьной программы, а не из области, например, вузовской программы. Я согласен с тем, что например, на уровне второго класса такие вопросы, о которых вы говорите, совершенно не к месту, - отметил Алдар Валерьевич. 

Министр пообещал взять проблему на карандаш и выяснить, что за массовые платные олимпиады проводятся в школах. 

- Скорее всего, это сама школа инициирует проведение таких олимпиад. Мы посмотрим, как мы можем повлиять на эту ситуацию. Я очень надеюсь, что это все не используется в рейтинге оценки качества работы педагогов. Если сами педагоги принуждают родителей и детей участвовать в таких конкурсах с тем, чтобы получить за это потом какие-то дополнительные финансовые бонусы, - такого быть не должно, - считает Алдар Дамдинов. 

Таких олимпиад быть не должно 

Консультант отдела дошкольного и общего образования министерства образования и науки Татьяна Номоконова, в свою очередь, разъяснила, что никого из учащихся принуждать к участию в таких конкурсах в школах не имеют права. Участвовать и, соответственно, платить за столь сомнительное удовольствие родители могут только по добровольному желанию. 

- Единственная олимпиада, которой проводится под эгидой министерства, называется Всероссийская олимпиада школьников. Она полностью бесплатная. Остальные конкурсы проводятся какими-либо образовательными институтами, центрами развивающего обучения и другими инициаторами. С нами такие вопросы не согласуют. На какие цели расходуются денежные взносы, мы тоже не знаем. Осуществлять такого рода работу школам не запрещено, однако принуждать всех детей поголовно участвовать в таких конкурсах никто не имеет права, - отмечает Татьяна Номоконова. 

По мнению Татьяны Ивановны, польза от таких конкурсов и их необходимость в младших классах - под большим вопросом. Зато в старших классах, как считает специалист минобраза, проведение таких мероприятий может играть и положительную роль: ребята могут проверить свои знания и получить какой-то опыт, который может им пригодится в дальнейшем, например, для участия в настоящих олимпиадах. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 
Социальные комментарии Cackle
^