05.03.2014
Народный Хурал принял законопроект об инвестиционных льготах
Новое для республики инвестиционное понятие «региональный инвестиционный проект» уже сейчас вызывает множество вопросов. Предоставление налоговых льгот избранному числу предпринимателей настолько загромождено различными ограничениями, что в итоге попадут под него немногие. 

Хочешь льготы? Неси деньги 

Очень ограниченная часть бизнесменов Бурятии сможет получить значительные налоговые льготы, правда, при соблюдении ряда условий. Закон, позволяющий воплотить эту инициативу, проявленную президентом страны Владимиром Путиным, принят на последней сессии Народного Хурала.

Этот закон стал одним из тех нормативных актов, которые нельзя не принять – поскольку того требует Москва. Напомним, осенью прошлого года президентом был подписан документ, устанавливающий новое понятие – региональный инвестиционный проект. Его участникам предоставляются значительные налоговые послабления. Чтобы получить статус регионального инвестиционного проекта, необходимо соблюсти ряд условий. Причем условия достаточно суровые и для абсолютного большинства предпринимателей попросту невыполнимые.

Во-первых, участниками проекта не могут быть те, кто занимается нефтью и газом - таких в Бурятии, в общем-то, и нет. Также отлучаются те, кто производит подакцизные товары - здесь разочарование ждет производителей алкоголя, которых, впрочем, судя по последним тенденциям, в республике скоро тоже не останется.

Один из главных фильтров, отсеивающих недостаточно обеспеченных финансами кандидатов в участники регионального инвестиционного проекта, станет минимальная сумма, которую необходимо вложить. Она зависит, в первую очередь, от предполагаемых сроков реализации проекта. Три года налоговых льгот стоят 50 миллионов рублей, пять лет – 500 миллионов.

Таким образом, уже в федеральном законе обозначены четкие границы, в которых должны находиться участники проекта. Практически весь малый и большая часть среднего бизнеса этими требованиями отсеивается. А значит, распределение льгот произойдет по старой схеме – деньги к деньгам, то бишь щедрость властей коснется только тех, кто очень богат.

Что качается непосредственно льгот, предусмотренных законом. Во-первых, это, конечно, нулевая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет в первые пять лет. Что касается части, зачисляемой в бюджеты регионов, она оставлена на усмотрение регионов, но должна быть пониженной – не более 10 процентов.

Минус один источник для бюджета 

Республиканский закон, в общем-то, радикально изменить ничего не мог. Пожалуй, главным вопросом стала часть, в которой депутатам необходимо было решить, что делать с республиканской ставкой налога на прибыль. Для дефицитного бюджета Бурятии достаточно болезненно было бы обнулить ее. Однако, как сказано в пояснительной записке к республиканскому законопроекту, «поручением Президента РФ рекомендовано обнулить на первые пять лет ставку налога на прибыль в части регионального бюджета».
Так и было сделано. Причем, не только в Бурятии, но и еще в семи регионах, участвующих в программе.

Нулевая ставка по налогу на прибыль, с одной стороны, может быть опасна для республиканского бюджета. Ведь в ближайшие годы Бурятии предстоит пережить достаточно серьезный бюджетный дефицит, который на фоне майских указов и сокращения федеральных вливаний, скорее всего, будет проходить наиболее болезненно.
С другой стороны, власти говорят о том, что, затянув пояса сейчас, можно надеяться на компенсацию в дальнейшем, когда все эти проекты начнут приносить бюджету положенный доход.

«Возможные выпадающие доходы бюджета при предоставлении льгот должны компенсироваться ростом бюджетного эффекта  в перспективе, который будет обеспечен созданием новых высокотехнологичных производств, ростом выпуска конкурентоспособной продукции, увеличением числа рабочих мест и так далее», - комментировала ранее ситуацию Наталья Федосеева, специалист комитета инвестиций министерства экономики Бурятии.

Конечно, последний вариант уместен в том случае, если часть этих самых проектов не прикроется ровно тогда, когда сроки предоставления налоговых льгот истекут.

Местные дополнения 

Кроме этого, республиканским законом обозначены дополнительные требования к региональным инвестиционным проектам в довесок к тем, что уже очертили федеральные власти.

«В процессе корректировки налоговых льгот должны быть учтены задача обеспечения роста доходной базы бюджета, синхронизация льгот с уже имеющимися, потенциально возможный пакет «проектов-льготников» и многое другое», - рассказывала Наталья Федосеева еще до того, как в Хурал был внесен этот законопроект.

На деле содержание закона оказалось гораздо скромнее. При этом основные положения касались не только дополнительных фильтров для кандидатов в участники, но и процедурных барьеров.

Чтобы стать участником проекта, необходимо создать абсолютно новое производство на новых мощностях. Причем, эти мощности должны быть приобретены уже после включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Причем, мощности, числившиеся на балансе организации до включения в этот реестр, участвовать в проекте не должны. Плюс к этому, участие в проекте предусматривает создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

Процедурная стена 

Что касается процедурных нововведений, правительство Бурятии теперь обязано создать некий уполномоченный орган, через который и будет проходить отбор кандидатов на участие в проекте. Этот орган будет эдаким организатором в процедуре включения участника в региональный инвестиционный проект. Процедура же, в свою очередь, как и полагается, максимально бюрократизирована, и пройти ее легко не получится.

Сначала необходимо подготовить все документы, коих потребуется, скорее всего, немало. Эти документы рассматриваются этим самым уполномоченным органом. Потом они направляются в «заинтересованные органы власти», где их опять же рассматривают и выдают свое заключение. После этого опять же уполномоченный орган смотрит на них уже с учетом этих заключений. Затем документы передаются в совещательный орган, роль которого в данном случае играет совет при главе республики по государственной поддержке инвестиционной деятельности.

Он снова разрабатывает свои рекомендации с учетом оценки его экономической, бюджетной, социальной и экологической эффективности. Стоит ли говорить, что на каждом из этих этапов документы могут возвращаться к кандидату для доработки, после чего вся процедура, видимо, начнется заново.

Даже эта процедура уже звучит страшновато для неподготовленного читателя. Но чтобы сделать ее еще более устрашающей, правительство республики разработает «подробный регламент взаимодействия исполнительных органов государственной власти РБ при рассмотрении региональных инвестиционных проектов, подготовке заключений и принятии решений о включении (отказе во включении) проектов в реестр региональных инвестиционных проектов, решений о внесении изменений в реестр и инвестиционные декларации и т. д.».

В общем, республика вполне удачно справилась со своей частью – максимально заадминистрировать и забюрократизировать и так заполненный ограничениями федеральный закон. И, несмотря на лакомые, на первый взгляд, налоговые послабления, скорее всего, ждать большого потока инвесторов, жаждущих вложиться в Бурятию, не приходится. Скорее всего, их не будет вовсе.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^