12.03.2014
Количество гиперактивных детей в республике растет с каждым годом
Не так давно в одной из школ республики назрел серьезный конфликт. Ученика четвертого класса, отличавшегося гиперактивностью, неуживчивостью в коллективе, исключили из школы, переведя на домашнее обучение. После жалоб матери во все инстанции мальчика все-таки оставили в школе, однако проблема так и осталась висеть в воздухе. Как показывает практика, данный пример отнюдь не исключительный. Количество гиперактивных детей неумолимо растет, и при этом далеко не все учителя и даже родители умеют и знают, как найти с ними общий язык. 

Их все больше 

Министерство образования Бурятии не располагает точными статистическими данными, однако тот факт, что гиперактивных детей с каждым годом становится больше, специалисты подтверждают. Когда-то такие дети были редкостью, на всю школу был один-два такой «заводила». Сейчас они есть в каждом классе. 

- Трудность в том, что им нужно усиленное внимание. И, если, например, в классе 25 человек, то учителю бывает очень сложно, потому что такой ребенок все внимание педагога занимает, мешает вести урок. Но есть продвинутые учителя, которые, понимая особенности ребенка, дают ему отдельные специальные задания. Потому что очень часто такие дети быстро выполняют обычные задания и начинают мешать другим детям, - говорит начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования РБ Татьяна Будаева. 

Бывает, что общего языка с таким ребенком педагог найти не может, и поведение школьника начинает переходить все рамки дозволенного. Тем ни менее ни учитель, ни директор не имеют права исключать трудного ребенка из школы, если на то не будет разрешения специальной  комиссии. В исключительных случаях ребенок проходит такую комиссию, и если результат проверки, говорит о том, что ребенок психически здоров и может учиться в школе, то ни о каком домашнем обучении нет и речи. 

-- В этом случае, значит, это исключительно вина учителя и его непрофессионализм. В педагогике есть специальные разделы, в которых рассказывается, как вести себя с такими детьми. Учитель должен знать, как работать с детьми, чье поведение не входит в общие рамки, - уверена Татьяна Будаева. 

Такого раньше не было 

Заведующая детским диспансерным отделением республиканского психоневрологического диспансера Улан-Удэ Рита Васильева отмечает, что чисто гиперактивных детей не просто растет, а увеличивается в геометрической прогрессии. 

-- Конечно, их стало намного больше. Такого раньше мы не наблюдали. Сейчас время гиперактивных детей. Это связано с общей тревожностью в обществе, что сами взрослые тоже испытывают чрезвычайное нервное напряжение, растет социальная напряженность. Плюс у женщин все чаще проблемы со здоровьем, все чаще у них роды проходят тяжело. На статистику влияет все факторы в комплексе, в том числе и общее ухудшение экологии, - считает Рита Васильева. 

Чаще всего такие дети либо наблюдаются в районных поликлиниках, у невропатологов, либо вообще нигде не числятся, и родители пытаются справиться с их воспитанием сами. На учет к психотерапевтам дети попадают лишь в самых исключительных случаях, когда ребенок своим поведением может нанести вред себе или окружающим людям. 

Мнение медиков по поводу СДВГ разделились. Одни не рассматривают такое состоянию как проблему, считая это всего лишь одной из особенностей ребенка. По их мнению, при правильном подходе к воспитанию такие дети могут дать фору любым «обычным» детям. Ведь гиперактивные дети - яркие индивидуалисты, которые не идут слепо за коллективом. Зачастую обладают уникальным интеллектом и необычным мышлением. Из таких детей получились Эйнштейн, Ньютон, Никола Тесла. 

Другие психологи, считают что СДВГ – медицинский диагноз, а любое заболевание без правильного лечения приводит к последствиям плачевным. Ребенок может постепенно становиться все более неуправляемым, и вот он изгой в коллективе сверстников, нелюбимый ученик у всех учителей, гроза собственных родителей. Человек, который не умеет адекватно вести себя в обществе, неизбежно будет этим обществом отвергнут. Соответственно, будущее таких несчастных может быть весьма туманным – вплоть до приобщения к криминалу, увлечения вредными привычками: алкоголизм, наркомания, возможны и суициды. 

Дети – наше зеркало 

Психолог Татьяна Сенгеева считает, что конфликты с гиперактивными детьми провоцируются самими взрослыми.

- К таким детям нужен особый подход. Им очень важен социальный отклик, реакция на них. Допустим, сидит такой ребенок 20 минут, молчит, тихонько занимается. Умный учитель, подкрепит его правильное поведение, обратит на него внимание, похвалит его. Допустим, скажет: «Спасибо, Саша, что хорошо себя ведешь, молодец». А учитель немудрый обратит на него внимание, только когда тот будет прыгать, руку поднимать, кричать. Она на него прикрикнет. Таким образом, ребенок привыкает получать внимание по негативному пути. Такую же ошибку допускают и родители, - разъясняет Татьяна Николаевна. 

Такую уникальную неуемную энергичность можно использовать и по-хорошему. Например, «выскочки» незаменимы, когда идет открытый урок:

-- Например, бывают открытые уроки. Приходит начальство, комиссия. Все дети напуганы, руку поднимать стесняются. А гиперактивному ребенку все равно, он как поднимал руку, как хотел показать себя, так и будет это делать. Учителя-профессионалы умеют выстраивать свои отношения с такими детьми, дружат с ними. 

По словам психолога, большая часть обращающихся к ней за помощью родителей ведут настоящие войны со своим ребенком. Они всеми силами пытаются добиться от ребенка повиновения, мечтают, чтоб он стал, наконец, «как все». По мнению Татьяны Сенгеевой, необходимо сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своей гиперактивности. 

- Есть у нас родители мудрые, которые переводят гиперактивность своего ребенка в положительное русло. Например, в хобби или просто в домашние дела. Одна мама мне с гордостью рассказывала о том, что ее ребенок лучше и быстрее всех умеет косить сено, помогает по хозяйству. Она его постоянно хвалит за его «шустрость». А если обращать внимание только на плохое в поведении ребенка, то и ребенок будет выплескивать в ответ только негатив. 

Еще Татьяна Сенгеева отмечает, судя по ее опыту работы, такие дети, как правило, просто отражают, как зеркало, своих родителей. 

-- Если родители сами не умеют договариваться или кто-то из родителей сам не верит в себя, постоянно выплескивает негатив, скептически ко всему вокруг относится, постоянно нервно взбудоражен, то и ребенок впитает в себя, как губка, такое поведение и будет точно таким же. В семьях, где сами взрослые – люди самодостаточные, спокойные, позитивно мыслящие, такие дети встречаются редко. 

Смотреть надо не на ребенка 

К психологу Екатерине Родионовой поток жалоб на гиперактивность детей тоже не иссякает. Родители жалуются на то, что их дети не могут ужиться в детском саду, они дерутся со сверстниками, все крушат, устраивают истерики. 

- Не все понимают, что это сигнал, сообщение. Ребенок привлекает к себе внимание, как будто что-то хочет вам сказать, сообщить о чем-то. Главное - правильно расшифровать такое сообщение, - говорит Екатерина Родионова.

По словам психолога, существует три негласных закона семьи: закон принадлежности, закон иерархии и закон баланса. Гиперактивный ребенок своей неуемностью просто сигнализирует вам, что какой-то из этих законов нарушен. Он чувствует, ощущает, что происходит что-то не то и не так. 

Закон принадлежности, говоря простыми словами, гласит о том, что мы все должны знать своих родителей, всех своих родственников, принимать и любить их такими, какие они есть. Например, нарушится такой закон, если разведенная мама будет твердить своему сыну, что его отец пропащий человек и мерзавец, или вообще скажет, что папы нет. Такое отрицание наносит только вред ребенку. 

Второй закон – закон иерархии. Например, такой закон нарушается, когда женщина начинает ставить себя в семье выше мужа, упрекать его в чем-то, унижать. Либо когда дети ставят себя выше своих родителей.

И третий закон – баланса. Чем больше любви и понимания вы отдаете своему ребенку, чем больше этого же самого вы получите от него в будущем. Или чем больше любви вы отдаете своей половинке, тем больше получаете. Равно как и наоборот. Если вы на обиду отвечаете тем же, то и взамен получите еще большую боль. И так вплоть до развода. 

Все те, кто обращался к психологу с проблемой гиперактивности ребенка, имели те или иные нарушения семейных законов. По словам Екатерины Родионовой, эти негласные законы непреложны, и любое отступление от них неизбежно приводит к проблемам, болезням или конфликтам. Вне зависимости, верите ли вы в их существование или нет. Поможет порвать порочный круг только проведение курсов семейных расстановок, восстановление нарушенных порядков. Сделать это можно как самостоятельно, так и при помощи психолога. Даже просто мысленное признание своих ошибок и наведение порядка в своей голове приводит к поразительному эффекту. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 
Социальные комментарии Cackle
^