19.03.2014
Улан-Удэ могут разделить на 3 самостоятельных муниципальных образования
В России может радикально измениться система местного самоуправления. На прошлой неделе в Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении, который может упразднить единую власть в крупных и средних городах страны.

Изначально предполагалось, что наиболее существенная часть реформы МСУ коснется только крупных городов с населением более 500 тысяч человек. Органы власти в крупнейших городах страны должны были разделиться на два уровня – городской и районный. Каждый район получал свой совет депутатов, которые будут формировать уже городской совет, и свои администрации.

Но в итоговом документе, внесенном в нижнюю палату парламента, поправки оказались еще более радикальными. Раздробление городской власти ожидает не только 67 самых крупных мегаполисов, но и практически все города страны, включая и столицу Бурятии. Хотя окончательное решение о реформировании пока оставлено за регионами.

Соответственно, если наша республика решится пойти по пути реформирования, то три района Улан-Удэ – Советский, Октябрьский и Железнодорожный - превратятся в самостоятельные муниципальные образования. В первую очередь это обернется созданием собственных органов власти – районных советов депутатов и администраций.

Жители смогут выбирать только депутатов райсовета, все остальные органы власти для простых людей будут недоступны. Райсоветы районов будут формировать городской совет депутатов путем делегирования из своего состава депутатов, затем уже горсовет из своего состава будет выбирать главу города и назначать сити-менеджера. Эти нововведения принимаются для «приближения власти к простым горожанам», как поясняют инициаторы закона.

Объяснение тем более странно, что многоступенчатая система власти априори более иерархична, соответственно, менее зависима от настроений и желаний простых избирателей, в отличие от прямой формы волеизъявления. В Улан-Удэ, между тем, уже начали свыкаться с наличием двух начальственных лиц во главе города – сити-менеджером, «отвечающий за помойки», по выражению главы республики, и мэром, который по совместительству является председателем горсовета.

Не так давно Александр Голков инициировал поправки в Устав города, согласно которым мэр сосредотачивает у себя максимум полномочий. Сити-менеджеру при такой схеме остается роль простого специалиста. Но поправки, благополучно пройдя публичные слушания, упокоились в горсовете, где, по-видимому, их задержали до полного выяснения всех обстоятельств.

Обстоятельства ранее заключались в слухах о возврате всенародных выборов мэра и упразднении поста сити-менеджера. Но с принятием нового закона об МСУ вся схема кардинально меняется, и претендентам на мэрское кресло нужно выстраивать новые комбинации для достижения победы. Ведь для того чтобы стать мэром столицы, кандидату необходимо будет избираться сначала в районный совет, после чего суметь пройти в горсовет и уже из его состава пробиваться в мэры.

Конечно, прежде законопроект еще должен стать законом, пока же он был встречен экспертами в штыки. С критикой законопроекта выступили также главы некоторых крупных городов, в том числе члены «Единой России». Так, мэр Саратова «единоросс» Олег Грищенко усомнился в самом принципе формирования представительных органов в каждом районе: «С одной стороны, депутаты районного звена будут ближе к населению, значит, будут лучше понимать проблемы жителей. Но, с другой стороны, увеличивая количество депутатов в несколько раз, не проиграем ли мы в качестве?».

Прямые выборы мэра остаются только в малых городах, в которых отсутствует деление на районы, и в сельских поселениях. У остальных городов шанс получить мэрские выборы есть только в случае упразднения внутригородских районов, что довольно-таки проблематично. Когда Владимир Путин три месяца назад инициировал реформу местного самоуправления, вряд ли кто из экспертов мог догадаться, что за этим последует почти полная отмена выборов мэра вообще.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^