02.04.2014
Рисование песком, живопись, лепка из глины, валяние из шерсти, изготовление свечей из геля, цветов из мыла, декупаж, мандала, свит-дизайн, поп-арт - многие из этих слов понятны далеко не всем, даже взрослым людям. Все эти и другие премудрости преподают мастера в творческой мастерской «Зазеркалье», что располагается в Музее истории города, на Арбате.
Рисование песком, живопись, лепка из глины, валяние из шерсти, изготовление свечей из геля, цветов из мыла, декупаж, мандала, свит-дизайн, поп-арт - многие из этих слов понятны далеко не всем, даже взрослым людям. Все эти и другие премудрости преподают мастера в творческой мастерской «Зазеркалье», что располагается в Музее истории города, на Арбате. 

Страна «Зазеркалье» 

Маленький деревянный музей на Арбате совершенно не похож на традиционные официальные музеи. Атмосфера здесь какая-то домашняя и уютная, а экспонаты в виде стариной мебели только усугубляют этот эффект. 

Мастерская творчества «Зазеркалье» началась для нас со знакомства со Светланой – преподавателем живописи и по совместительству билетером. В ее тесной каморке нас встретил огромный кот, который сидел на стуле и наблюдал за всем происходящим с умным, но очень высокомерным взглядом. Пока Светлана нам показывала комнаты со старинным интерьером, где проходят кружки, и каморку наверху, в которую можно пробраться только по узкой винтовой узорчатой лестнице, кот сопровождал нас, как радушный, но внимательный хозяин. Словом, все, как в настоящем Зазеркалье, только Алисы не хватает. 

Как рассказывает художник Светлана Иванникова, изначально мастерскую творчества Музей истории города организовывал для того, чтобы скрасить досуг улан-удэнцев. Мастеров своего дела в разных областях набирали по определенным параметрам, руководствуясь не только высоким профессионализмом кандидата, но и позитивным мышлением. 

- Мы хотели, чтобы на наших мастер-классах не было ощущения, что ты в школе, где есть ученик и педагог и жесткие правила. А чтобы все было проще, по-дружески. Педагоги у нас все люди простые, позитивные, терпеливые и добрые. Так людям проще расслабиться и заниматься творчеством, - говорит работник музея Светлана. 

Копии шедевров 

Мало у кого из начинающих художников есть хоть какие-то навыки или особые способности к такому творчеству. Но, как утверждает Светлана, для того чтобы добиться успехов в этом деле, нужно совсем другое. 

- Мне кажется, главное – это то, что должно быть желание чему-то научиться. Остальное приложится. Как ни странно, с взрослыми людьми иногда сложнее работать. У них есть свои стереотипы, правила, они очень волнуются, оглядываются на других, сравнивают себя с другими. Зато интересно наблюдать за ними в процессе обучения. Сначала они чувствуют себя зажато. Берут краски земляных, серых, темных оттенков. Потом постепенно распрямляют спину, начинают свободнее двигаться у мольберта, цвета уже выбирают яркие, светлые. Люди становятся более раскрепощенными, смелыми. То есть живопись – это своего рода психотерапия, - улыбается Светлана. 

Несмотря на наличие профессионального художественного образования, Светлана своих учеников не нагружает заумными лекциями. Все досконально доступно и просто. Художник даже разработала свою уникальную методику обучения рисованию. 

- Мы начинаем с того, что копируем великие полотна классиков живописи. Мне так проще ученикам показать, ознакомить с той или иной техникой рисования. Копируем Ван Гога, Клода Моне, Собакина и других художников, - поясняет Светлана. 

Самому младшим ученикам «Зазеркалья» 5-6 лет, самому старшему – 65. Как гарантирует Светлана, первую работу, хорошую картину маслом ее ученики могут сделать уже в течение двух занятий. Дальше – больше. Не редки случаи, когда в учениках просыпается настоящий талант. 

Бывает, что на любительских выставках работы любителей хотят купить посетители. Друзья и родственники новоявленных художников тоже заваливают просьбами нарисовать их портреты. Кто-то из учеников после окончания мастер-классов продолжает рисовать исключительно для себя. Другие зарабатывают с помощью своих навыков, рисуя картины и портреты на заказ. 

Песочная релаксация 

Один из проектов музея - мастерская по рисованию песком - зачаровывает с первого взгляда. В маленькой комнате полумрак, лишь светятся столы, ученики колдуют над столами, разбрасывая песок. Преподаватель Татьяна Цыбикова дает мастер-классы сразу трем-четырем ученикам. Есть группы, где ученики - дети (начиная от 7-8 лет), есть и взрослые группы. 

Корреспондент «Номер один» попробовал себя в роли художника. Несмотря на первоначальные опасения, что ничего не получится, под чутким руководством Татьяны получаются довольно милые мини-картинки. Все рисуют, повторяя движения за мастером. Сначала это простейшие львята, обезьянки, принцессы. Потом пришло время рисовать целую песочную историю. Дождливый день, необитаемый остров, красивый пейзаж, сказочное дерево с волшебными плодами и котом из сказки Пушкина - картинки сменяются одна за другой. 

Почувствовать себя в роли сказителя, творца – ощущение непередаваемое. И, самое главное, рисование песком, как выяснилось, очень успокаивает и словно уносит в другой, волшебный мир. А еще это совсем не так трудно, как кажется на первый взгляд. Из недостатков: очень жаль ломать свои же только что любовно созданные изображения. Но в этой динамике и есть настоящая жизнь. Ведь уникальность рисования песком в подвижности, каждый кадр на глазах трансформируется в последующий. 

- Такие занятия развивают моторику, интеллект, воображение ребенка. Психоэмоциональное состояние становится лучше. Особенно такие занятия рекомендуются для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, - говорит Татьяна.

Вместе с песком сквозь пальцы словно утекает, уходят тревога, раздражительность, преодолеваются страхи, неуверенность в себе, плаксивость. Рисуя песком, и дети, и взрослые уходят в себя, переносятся в другой мир, где нет места земным проблемам и мелкой суете. 

Василиса Шишкина, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^