09.04.2014
Массовые сокращения на ЛВРЗ внезапно превратились из опровергаемых слухов в реальный факт. Более тысячи работников могут оказаться на улице уже через несколько месяцев. И это несмотря на многочисленные заверения властей о том, что на заводе все стабильно и никакой угрозы для рабочих нет.
«В Багдаде все спокойно»

Увещевания о том, что на ЛВРЗ все хорошо и никто никого сокращать не собирается, длились последние несколько месяцев. Такие речи звучали не только из уст самих руководителей и собственников завода, но и от высокопоставленных лиц Бурятии, которые, судя по всему, в этом факте были уверены.

Весть о сокращении более чем полутора тысяч человек прогремела совсем недавно и уже всполошила и весь шеститысячный коллектив завода, и руководство республики, и общественность.

Первые заявления о том, что на предприятии возможны массовые увольнения, прозвучала еще в феврале. Тогда председатель объединения организаций профсоюзов республики Анатолий Голых говорил о том, что свой план по сокращению руководство представит к 1 марта. Впрочем, это заявление осталось неподтвержденным: владельцы завода от комментариев отказались, а высокопоставленные чиновники принялись опровергать эти заявления.

В частности, руководство ЛВРЗ в какой-то момент дало понять, что вместо сокращений пройдет реорганизация – персонал просто будут переводить из одного цеха в другой. Об этом они уведомили службу занятости, пояснив, что с 31 марта будет переведено 160 человек в рамках слияния двух цехов. Уволенными в таком раскладе могли оказаться только те, кто не согласен с новыми условиями труда.

Минпромторг Бурятии, в свою очередь, говорил о том, что на заводе уже укомплектован портфель заказов, реализуется инвестиционная программа по перевооружению и технической модернизации, что стабильная работа продолжится и никаких сокращений не ожидается.

С потолка взять такую информацию министерство не могло, да и вводить в заблуждение всю республику никаких мотивов не было. Следовательно, можно предположить, что органы власти Бурятии действительно не знали о планах нового собственника.

Власти успокаивали население, а властей, судя по всему, успокаивали владельцы завода. Здесь стоит отметить, что решение о сокращении было принято, скорее всего, уже давно. Во-первых, на планирование такого рода вещей нужно время, и вряд ли это импровизация, придуманная за неделю. Во-вторых, слабо верится в то, что господин Голых обладает даром предвидения и его слова почти двухмесячной давности о возможных сокращениях и о программе оптимизации, которую ЛВРЗ представит к 1 марта, стали просто совпадением.

Отсюда можно сделать вывод, что владельцы завода попросту подставили руководство республики вместе с собственными работниками, у которых теперь гораздо меньше времени, чтобы подыскать себе новое место работы или устроить массовые акции протеста.
Умышленной ли была эта схема, или «так получилось», сейчас разобраться сложно. Однако это не отменяет последствий – доверие к власти может серьезно покачнуться из-за внезапности московских бизнесменов.

Сопутствующий ущерб

Компания «Трансмашхолдинг Сервис», которую сегодня считают виновной в массовых увольнениях, получила в собственность ЛВРЗ совсем недавно. Этой осенью «РЖД» продали 75 процентов акций «Желдорреммаша», который ранее контролировал ЛВРЗ и еще 10 подобных заводов.

Причины такого шага малопонятны – «РЖД» фактически теряют контроль над локомотиво-ремонтной сферой и вынуждены теперь платить сторонней компании за ремонт собственных локомотивов. У продажи были и свои специфические условия – например, инвестиционная программа «Желдорреммаша», оцениваемая в миллиард рублей в год. 

Корни компании уходят, в том числе, и в оффшорные зоны, в частности на Кипр. Для бурятской экономики после скандалов последних лет, в том числе и с «Бурятэнергосбытом», этот факт звучит несколько настораживающе. Хотя решения о судьбе ЛВРЗ принимались без учета мнения местной власти, бизнеса или общественности.

Новый собственник, в свою очередь, при покупке завода не брал на себя никаких обязательств, связанных с кадровой политикой. А значит, увольнения на заводе вполне закономерны – так сказать, сопутствующий ущерб в рамках оптимизации. Но только сообщить о сокращении полутора тысяч человек следовало заранее, а не ставить и власть, и работников завода, и общественность перед фактом.

Все ради прибыли

Всего под увольнение могут попасть 1640 работников ЛВРЗ – такая цифра озвучена в письме, отправленном в Центр занятости 31 марта. Такую же цифру называют и в профсоюзном комитете завода.

Как сообщают представители завода, какая-то часть работников может быть возвращена на завод в рамках реорганизации – это то, о чем ранее говорило руководство ЛВРЗ, забыв упомянуть массовые сокращения.

Сколько именно человек вернется на завод, сейчас никто сказать не может. Однако разные источники сообщают, что «счастливчиков» наберется в лучшем случае 600 человек.

В ближайшее время на ЛВРЗ должны пройти собеседования, по результатам которых и будет принято решение, кого именно стоит сократить, а кого через увольнение перевести в другой цех. После этого подробный список с фамилиями будет передан в Центр занятости.
По правилам, работодатель должен предупреждать органы занятости о сокращении за три месяца. То есть первые увольнения стартуют уже с 1 июля.

Зачем увольнять такое количество людей, собственники завода не уточняют. Однако, как считают представители профсоюза ЛВРЗ, причина в банальной жажде прибыли.

- Сокращение связано с тем, что новый собственник определяет свое штатное расписание в целях экономии средств, получения большей прибыли. Такая тенденция идет на всех заводах «Трансмашхолдинг Сервис», - сообщил Валентин Нарожный, председатель профсоюзного комитета завода.

По его словам, будет сокращено около 30 % управленческих кадров, таких как, например, мастера производства. Сегодня общая численность работников завода – около шести тысяч человек.

При этом многие сомневаются, что тысяча сокращенных (даже учитывая тех, кто вернется на завод) – это совсем не полная информация. Здесь надо учитывать и тех, кто пойдет в отпуска без содержания, и тех, кто окажется «временно уволенным» и не будет получать в этот период зарплату.

Также ранее ходили слухи о том, что завод могут перевести на неполную рабочую неделю при условии, что пятый день люди будут работать бесплатно. А в свете последних событий любой слух относительно ЛВРЗ может оказаться правдой.

Что касается отпусков без содержания, в которые регулярно отправляют работников, – такие факты есть, причем люди пишут их, как правило, не по собственной воле.

- Заявления о предоставлении отпуска без содержания люди пишут, как и раньше. Это в том числе связано и с давлением нового собственника, который, опять же, хочет сэкономить деньги, - говорит Валентин Нарожный.

Оптимизм как роскошь

Есть и более оптимистичный вариант развития событий, о котором доложил главе республики Александр Гребенщиков. По его словам, руководство компании планирует запустить инвестпроект по производству тормозных колодок, в результате которого будет создано около 500 рабочих мест. Плюс те, кто уйдет с завода на пенсию, плюс реорганизация, которая создаст новые ставки.

Министр промышленности и торговли считает, что, если учитывать все эти моменты, то количество реально сокращенных может уменьшиться до 300-350 человек.

При этом часть сокращенных можно будет перевести на «Улан-Удэстальмост» и Улан-Удэнский авиазавод. Остальных поможет распределить служба занятости.

Также правительство Бурятии готовит обращение к руководству ЛВРЗ о возможной дополнительной загрузке предприятия, чтобы сохранить хотя бы часть рабочих мест.

Однако рабочие такого оптимизма не разделяют. Как подтверждение – в это воскресенье прошел пикет работников ЛВРЗ против сокращений. Люди вышли на улицы с плакатами «Мы против массовых сокращений в Бурятии», «ЛВРЗ сегодня 1600 человек. Что будет завтра?», «ЛВРЗ профсоюзы не работают. Семьи рабочих - беззащитны!».

Пикетирующих было всего двое, присоединиться к ним никто не захотел. Причина понятна – страх. Никому не хочется давать администрации лишний повод для увольнения.

Однако, когда у людей на руках окажутся списки тех, кто попал под сокращения, массовых акций, скорее всего, не избежать. Сотни людей могут выйти на улицы города и прогреметь не только на всю Бурятию, но и на всю Россию.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^