16.04.2014
В Улан—Удэ годами существует структура, которая убивает общественный транспорт и наживается на городском имуществе

МУП «Городские маршруты» на протяжении семи лет является финансовым донором частной компании, контролируемой семьей Матхановых. Городской бюджет ежегодно выплачивает многомиллионную дань бизнесменам за свои же инфраструктурные объекты, которые потихоньку выводятся третьим лицам и повторно сдаются в аренду. Скоро город окончательно потеряет контроль над общественным муниципальным транспортом. 

Странное решение

Наболевшие проблемы пассажирских перевозок в Улан—Удэ, такие как высокие тарифы, нерегулярность рейсов в отдаленные районы, отсутствие комфорта и даже хамство водителей, вопреки распространенному мнению, можно решить легко и просто. Достаточно убрать посредников между деньгами, выделяемыми городом на развитие транспорта, и непосредственно самим транспортом.

Речь идет о созданном в 2007 году, еще при Геннадии Айдаеве, ОАО «Городские маршруты», на 49 % принадлежавшем городу в лице КУИ и на 51 % - жене известного бизнесмена и политика, бывшего «водочного короля» Иринчея Матханова. Тогда создание ОАО «Городские маршруты» преподносилось как спасение муниципального транспорта с помощью богатого инвестора. В качестве своей доли в уставной капитал предприятия Матхановы закупили транспорт на сумму равную 50 млн рублей, город же, в свою очередь, внес имущество, на сумму чуть больше, чем 50 млн. Предполагалось, что система должна была работать, ведь у новой компании был новый транспорт плюс существующие еще с советских времен городские гаражи и административные здания. Однако на деле все получилось совсем не так. Невероятным образом город заполучил большую проблему, которая определит судьбу пассажирских перевозок в Улан-Удэ на долгие годы вперед.

Стоит напомнить о МУП «Городские маршруты», которое после создания ОАО «Городские маршруты» стало похоже на бомжа. У МУПа забрали абсолютно все недвижимое имущество, оставив только старый автопарк в виде разваливающихся автобусов, которые помнят Улан-Удэ еще молодым и зеленым. Легче было бы тогда, семь лет назад, просто ликвидировать МУП и переложить всю ответственность за муниципальный транспорт на ОАО, ведь у них теперь и вся инфраструктура. Однако кто же будет резать курицу, несущую золотые яйца?

Донор и вампир

Складывается ощущение, что ОАО «Городские маршруты» изначально никто и не планировал развивать и выводить на самоокупаемость. Сейчас это предприятие с трудом можно назвать действующим. Отчеты ОАО не публикует с 2011 года, транспорт, внесенный Матхановыми как доля в капитал, частью устарел, частью, видимо, выведен. Таким образом, неизвестно, занимается ли предприятие той хозяйственной деятельностью, под которую задумывалось, то есть пассажирскими перевозками.

Однако прибыль компания все же получает, только совсем с другого — с аренды бывшего муниципального имущества (гаражей и административных зданий), переданного когда–то городом в качестве своей доли. А арендует эти помещения не кто иной, как МУП «Городские маршруты». Это объясняет, почему МУП не было ликвидировано. Бюджет не может финансировать ОАО, пусть и с муниципальным участием, а вот МУП — сколько угодно. Остается решить, под каким предлогом эти деньги оттуда вывести. Аренда помещений – остроумный выход. То есть город платит аренду частным лицам за свои же здания. И это, формально, законно.

Деньги из воздуха 

МУП «Городские маршруты» ежегодно перечисляет десятки миллионов рублей за аренду и коммунальные услуги своих же когда–то помещений. Согласно документам Арбитражного суда Бурятии, только за период с августа 2010 по октябрь 2012 долг МУПа перед ОАО составил почти 20 миллионов рублей. Однако ежегодная арендная плата может быть и выше, так как помещения в несколько тысяч квадратных метров сдаются сегодня по цене – 300 рублей за квадрат.

Причем, как выяснилось, МУП занимает далеко не все помещения, даже меньшую их часть. По адресу проспект Автомобилистов, 3 «а» работает сразу несколько юридических лиц и даже целое Пограничное управление ФСБ России по Бурятии. Управление занимает все четырехэтажное административное здание бывшего МУПа. Кроме него на территории вполне спокойно работают автомойка, СТО, несколько складов и оптовых магазинов. Объявления о сдаче в аренду висят на воротах когда-то муниципальной структуры. То есть ОАО «Городские маршруты», сдавая площади в аренду коммерческим фирмам и государственным ведомствам, имеет наглость «драть» аренду и с МУП.

Фактически ОАО «Городские маршруты» живет за счет нищенствующего МУПа, которое после грандиозной аферы с имуществом все–таки вынуждено в одиночку «вывозить» пассажирские перевозки в городе. Причем, живет весьма припеваючи. Львиная доля денег, выделяемых бюджетом, как в текущем режиме, так и на всяческое оздоровление, уходит в ОАО. Средств на закупку нового транспорта, повышение зарплат персонала МУПа или ремонт просто не остается. То есть развитие муниципального транспорта осознанно и искусственно сдерживается. Деньги выделяются, но до адресата не доходят.

Конечно, прибыль идет не сразу в карман частников. Сперва она оседает на счетах ОАО. Дарима Матханова, как основной акционер, распоряжается прибылью и вообще любыми деньгами, имеющимися у ОАО. Неудивительно, что город не имеет с этого прожекта ни копейки. Однако история на этом не заканчивается. По решению мажоритарного акционера прибыль и имущество ОАО «Городские маршруты» выводятся дальше. По-простому выражаясь, «отмывается».

Грандиозная откачка 

В 2010 году четырехэтажное административное здание «Городских маршрутов» (внесенное городом в уставной капитал) на проспекте Автомобилистов, 3 «а» перешло во владение частных лиц. Летом 2012 года состоялся суд, на котором КУИ требовал признать эту сделку недействительной, но суд это требование отклонил.

Из материалов суда следует, что передача здания произошла в результате задолженности ОАО «Городские маршруты» перед ООО «БайкалИнвестСтрой» за оказанные услуги. Как оказалось, с конца 2008 года и до середины 2009-го «БайкалИнвестСтрой» отремонтировал фасад и кровлю административного здания на общую сумму свыше 12 миллионов рублей. Однако ввиду тяжелого финансового состояния ОАО «Городские маршруты» расплатиться за такой дорогостоящий ремонт не смогло (зачем тогда вообще затевали?!). Элегантный выход из проблемы - передать отремонтированное здание тем, кто его ремонтировал... Никто уже, наверное, не удивится, но учредителем ООО «БайкалИнвестСтрой» на тот момент была все та же Дарима Матханова. А примерно в это же время в отремонтированное здание заехало Пограничное управление ФСБ по Бурятии. Арендную плату за бывшее муниципальное здание с пограничников теперь получает частная фирма. С этим еще можно было бы согласиться, мало ли у нас воруют муниципального имущества. Но на этом история не заканчивается. Несчастное, всеми забытое МУП все эти годы также продолжает платить аренду за это здание! В контролируемое теми же Матхановыми акционерное общество. Мало того, ОАО «Городские маршруты» продолжает там периодический «ремонт» за счет муниципального бюджета! В 2010 году в свежеотремонтированном административном здании вновь затеян ремонт (наверное, стоит взять это слово в кавычки), и подрядчиком опять было выбрано ООО «БайкалИнвестСтрой». Стоимость работ – вновь 12 миллионов рублей. Сейчас по этим суммам завершаются суды, и все счета предъявлены, естественно, снова городу.

Люди Матхановых 

Наблюдая эту забавную картину, хочется спросить, неужели руководство города, идя на сделку по образованию ОАО «Городские маршруты», не видело очевидного? Чтобы добровольно отдать единственную инфраструктурную базу муниципального транспорта в частные руки и загнать свое же МУП, а соответственно городской бюджет в вечную кабалу, нужно быть либо слепыми, либо заинтересованными.

В пользу последнего говорит тот факт, что на постах, ответственных за контроль и реализацию программ по развитию муниципального транспорта, стоят, по сути, люди из одной и той же компании, так или иначе связанные с Матхановыми. Ведь никто из них ни разу не подал голос, когда под их носом проворачивались все эти абсурдные сделки.

Сегодня во главе Управления транспорта Улан—Удэ стоит Юрий Ткачев, бывший директор ОАО «Городские маршруты» и МУП «Городские маршруты», при котором как раз передавалось за, скорее всего, фиктивный ремонт административное здание. Сегодня руководит МУПом Алексей Кожевников, который до этого был заместителем Юрия Ткачева в ОАО «Городские маршруты». То есть согласие в муниципальном транспорте царит на всех уровнях, начиная с разработки «оздоровительных программ» на несколько десятков миллионов рублей в Управлении транспорта, заканчивая ООО «БайкалИнвестСтрой», которое не устает ремонтировать один и тот же объект по нескольку раз.

У всех все хорошо, кроме обычных граждан, вынужденных часами ждать маршрутку или стоять в пробках, образованных частными автомобилями, потому что общественного у нас нет и не предвидится с такими вот чудесами.

Евгения Балтатарова, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^