30.04.2014
Уникальную для Бурятии попытку демонстрирует рыбозавод «Байкал», планирующий широкий заход со своей продукцией на международные рынки. О том, с какими сложностями сталкивается предприятие при международном маркетинге, а также о нюансах завоевания российского рынка сбыта рассказала руководитель оптовых продаж предприятия Ольга Алексеева.
- Как происходит процесс продвижения рыбозавода на международные рынки? 

- В этом году рыбозавод «Байкал» принял участие на выставках «Продэкспо» в Москве и «Зеленая неделя» в Берлине. Обе завершились в позитивном для предприятия русле. Продукция пользовалась успехом у представителей западных стран и регионов России. Интересна она именно как экологически чистый и уникальный по рецептурам товар. Прежде всего сказывается фактор Байкала. 

Кроме того, в последние годы и зарубежный, и российский покупатель стал более щепетилен к продуктам питания, в частности, к консервантам. Например, пристальное внимание уделяют добавкам и срокам хранения. Повторюсь, в нашем случае, учитывая экологию и рецептуру, наш продукт является очень интересным для иностранных компаний. 

В части возможных отгрузок на нас вышла Белоруссия, и, как ни парадоксально в нынешних условиях, в нашем товаре заинтересована Украина. Также отмечу вполне конкретный интерес Израиля, Канады, Австралии и США. Из азиатских стран это Китай и давнее, уже сформированное желание Монголии.  

- В чем основная сложность выхода на международный рынок?
 
 - В работе с иностранными компаниями и вообще с работой на экспорт мы столкнулись ранее с невиданными для нас сложностями. 
Буквально для каждой страны существуют индивидуальные условия экспорта, то есть правила ввоза продукции в страну. Для каждой страны необходимо получать отдельное разрешение на экспорт и отдельное ветеринарное свидетельство. Также нужно пройти аттестацию предприятия. То есть своя аттестация условно для США, потом для Австралии и так далее. Например, чтобы зайти в Монголию или страны Таможенного Союза, нам нужно сертифицироваться по системе ХАССП. Международная сертификация качества – это сложный и длительный процесс, растянутый как минимум на полгода. У российских предприятий единичные случаи получения такого сертификата, опять же в силу затянутости и трудозатрат в его получении. 

К тому же услуга это недешевая, и цена секрета не представляет. В Интернете на специализированных сайтах можно найти стоимость. Это в пределах одного миллиона рублей. Можно добавить к этому ветеринарное свидетельство и аттестацию предприятия – это еще порядка 200-300 тысяч рублей, как минимум. Но, повторюсь, в первую очередь сложность выхода на международные рынки связана с разработкой документации на каждую страну в отдельности. 

- Тогда есть ли смысл вообще выходить на международный рынок предприятию из Бурятии, учитывая бюрократические сложности и затраты?

- Безусловно, есть смысл. Тем более уже есть партнеры, которые буквально нас атакуют каждый день и заявляют – мы готовы с вами работать, мы ждем ваш продукт. Для рыбозавода «Байкал» международный рынок интересен, прежде всего, потенциальными объемами поставок. Учитывая дорогую транспортировку нашей продукции туда, речь может идти только о больших партиях отгрузки. 
Например, мы обсуждали с нашими потенциальными партнерами в Северной Америке доставку и объемы. Товар доставляется 45 суток, и первые образцы дошли хорошо. Осталось решить все вышеуказанные проблемы, и можно начинать работать. Повторюсь, наш продукт очень интересен для зарубежных стран. И тот факт, что на переговоры выходят собственники зарубежных оптовых фирм и розничных сетей – пробовали, оценивали продукцию, подчеркивает этот факт. 

- Как идут дела с планами реализации продукции в регионах России? 

- Отгрузки в западные регионы России у нас уже есть. Наша продукция уже продается в Москве и Санкт-Петербурге. Там есть оптовые покупатели, работающие с нами больше года. В Уфу мы сделали первые отгрузки. В Екатеринбург ушла крупная партия. Плодотворно начали работать с Красноярском

Также мы получили конкретные предложения от других западных регионов России. Это Новосибирск, Башкортостан, Лениградская область, Московская область и вокруг нее – Тула, Саратов. Поэтому у нас все впереди.

- Какие здесь основные проблемы и нюансы работы с розничными сетями? 

- На сегодняшний день глобальных проблем нет. Это стандартные сложности захода продукции в другие регионы. С мелкой розничной сетью договориться проще, с крупными сетями сложнее. Где-то нужно листинг оплатить, то есть размещение товара на полках. Это переговоры о полочном пространстве. Есть сложности в переговорах о возврате продукции.  

Мы прекрасно понимаем, учитывая наличие собственной розничной сети «Титана», все нюансы. Например, знаем, что в супермаркетах продает продукцию сейчас не продавец, а полка. Продавец только выставляет продукцию, и от того, как он это сделает, очень многое зависит. В Улан-Удэ продукция рыбозавода представлена достойнейшим образом, и мы ее выставляем с учетом, чтобы она была доступна для взгляда покупателя и соблюдались температурные режимы хранения и выкладки. На западных рынках России пока с размещением на полках у нас есть объективные сложности. Кто-то не так выставил продукцию, и начинаются проблемы. Однако мы преодолеем этот период роста. Это только начало нашего движения в сторону большей узнаваемости продукции за пределами Бурятии. 

- Учитывая долгую транспортировку в регионы и страны, а также наступление лета, в самой Бурятии неизбежно встает вопрос качества и сохранности продукта… 

- По линии пресерв запущено новое оборудование стоимостью 3,5 миллиона рублей. Оно значительно улучшило вид упаковки. Исключено вытекание масла, нет жирной пленки. Это удобство в открывании и закрывании банки – никто не обольется. Удобная фасовка в коробке и возможность миксовать товар. Перевернув баночку, покупатель может увидеть, насколько качественен продукт визуально. Кроме того, контроль качества жесточайший, круглосуточный, буквально.

Рыбозавод Байкал зарекомендовал себя как предприятие, выпускающее только качественную, востребованную продукцию. В связи с тем, что рыба - сложный товар в хранении и приготовлении, мы соблюдаем  все температурные рекомендации, сроки хранения в соответствии с гигиеническими стандартами и действующим законодательством. Наши технологи постоянно работают над вопросами улучшения качества продукта, изучают опыт лучших отечественных и мировых производств с последующим внедрением лучших технологий. Несмотря на возникающие трудности, рыбозаводу необходимы новые рынки сбыта. 

Артем Самсонов, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^