07.05.2014
С сельчан в массовом порядке пытаются высудить плату за чужие счетчики
На жителей сразу нескольких пригородных сел энергоснабжающая компания ОАО «МРСК Сибири» в массовом порядке подает судебные иски. МРСК обвиняет своих абонентов в неуплате платежей за электроэнергию, а сельчане считают все претензии к ним надуманными и необоснованными. Кто-то вступает в судебные баталии с ресурсоснабжающей организацией, другие безропотно платят, хоть и не понимают, за что именно. В ситуации разбирался корреспондент «Номер один».

Проснулась должником 

Жительница села Иволгинск Галина Ефимовна Алексеева – одна из тех, кому нежданно-негаданно пришла повестка в суд. Ознакомившись с исковым заявлением, присланным МРСК Сибири, Галина Ефимовна была в шоке. В заявлении было указано, что она имеет задолженность по оплате за свет в размере почти двух тысяч рублей. Как и большинство пенсионеров советской закалки, Галина Ефимовна платит по всем коммунальным платежам вовремя. Каждый месяц она снимает показания счетчика и оплачивает копеечка в копеечку по всем счетам. Откуда могла образоваться такая немалая задолженность, она не понимала. Плюс, согласно исковому заявлению, ее обязывали оплатить госпошлину в размере 400 рублей. 

- Точно такая же картина и по многим другим домам, – говорит юрист Надежда Алексеева, взявшаяся защищать пенсионерку.
 
Объединяет эти дома то, что оборудованы они сразу двумя счетчиками: один принадлежал хозяевам, второй установлен несколько лет назад на столбе возле дома работниками МРСК. 

Ваш счетчик не считается 

Никто из потребителей не знает, совпадают ли показания двух счетчиков. Но до последнего времени люди платили по своим показателям, и никаких вопросов не возникало. Пока, как выяснилось, счетчики МРСК не начали массово выходить из строя. 

- Они составляют акт проверки прибора. Если он сломан был какое-то время, то в отношении потребителей оформляется акт о безучетном потреблении электроэнергии. И выставляется счет по завышенному тарифу, - говорит Надежда Алексеева. 

Акты о безучетном потреблении энергии сотрудники МРСК Сибири разносят по домам. И многие из жителей, особенно преклонного возраста, не разобравшись, чего конкретно от них хотят, подписывают «непонятные бумажки». После этого начинаются судебные тяжбы, во время которых МРСК свои позиции подкрепляет заветной подписью незадачливого потребителя. Точно такая же ситуация сложилась и с пенсионеркой Галиной Ефимовной, подзащитной юриста. 

- В МРСК заявляют, что прибор, установленный на столбе возле дома, был сломан и некоторое время находился в неисправном состоянии. Потом был заменен. Они посчитали, что пенсионерка несколько месяцев потребляла энергию безучетно, - разъясняет юрист. 

Правозащитник представила в суде все необходимые доказательства того, что у потребителя есть свой исправный новый счетчик, прошедший все необходимые проверки. По этому прибору пенсионерка платила согласно показаниям счетчика. Подтверждающие этот факт документы также имеются. Но энергетики считают, что только данные с их счетчика правомерны.

Плата за чужую нерасторопность 

Как разъясняют в пресс-службе МРСК, в 2012-2013 году в ряде сел республики действительно были установлены на электроопорах приборы учета электроэнергии типа «Матрица» и «Энергомера». Галине Ефимовне Алексеевой в январе 2013 года была проведена замена прибора учета. С этого момента, по мнению энергетиков, она обязана была пользоваться только новым прибором. 

Затем, как нам прокомментировали в МРСК, прибор, расположенный на опоре, сломался, и пока его меняли, расчеты производились по среднесуточному потреблению электроэнергии. Меняли, как мы видим из кругленькой суммы в счете, довольно долго. Почему за нерасторопность энергетиков должна расплачиваться пенсионерка, в МРСК не уточнили. Впоследствии энергетики отозвали свой иск. Теперь у них нет претензий к Галине Алексеевой.

Тем не менее у юриста вопросы остались. Надежда Иванова по-прежнему считает, что расчет расхода электроэнергии по законным основаниям никак не мог производиться с прибора уличного. 

- На каждый прибор энергоучета должен быть составлен договор технологического присоединения, а также акт разграничения балансовой принадлежности сетей. Такой акт у потребителя есть, но только в отношении фасадного счетчика. Соответственно по нему и должны были производиться все расчеты, - считает юрист. 

Села завалены исками 

Почему ОАО «МРСК Сибири» вдруг решило отозвать свой иск в отношении пенсионерки Галины Ефимовны, можно только догадываться. Однако юрист для себя эту загадку уже объяснила по-своему.

- Конечно, меня не устраивает такой результат. Мы бы хотели, чтобы было вынесено решение об отказе им в исковых требованиях, но МРСК такое решение суда не нужно. Ведь как только они получат его, то уже будут не вправе предъявлять новые аналогичные иски в отношении других потребителей. При мне в суд принесли две коробки, где было 107 аналогичных судебных исков! И это только за один день! 

В итоге защитить своего клиента юрист сумела. Но вопрос с точно такими же проблемами сотен или уже, наверное, тысяч других потребителей так и остался висеть в воздухе. По словам Надежды Алексеевой, судебные иски на взыскание непонятных долгов за свет в размере от 1,5 тысячи рублей и выше приходят гражданам в массовом порядке. С юридических лиц истребуют и вовсе баснословные суммы. Среди «должников» немало добросовестных плательщиков, пенсионеров, у которых каждая копейка на счету. Причем все заявления написаны как будто под копирку. Мол, счетчик ломался, будьте добры оплатить за безучетное потребление. Создается впечатление, что появился новый относительно «законный» способ сбора денег с населения «за воздух». 

- В такой же ситуации оказались села Иволгинск, Ключи, Нурселение, Сотниково, Тапхар и другие. Причем до нас это был просто какой-то конвейер исков, которые судом сразу удовлетворялись. На мой взгляд, по всему Иволгинскому району творится настоящее беззаконие со стороны МРСК! – возмущен юрист. 

Василиса Шишкина, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^