07.05.2014
Бурятии следует вести крайне осторожную бюджетную политику, чтобы не скатиться в долговую яму
Министерство финансов республики опубликовало информацию о состоянии долговых обязательств консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2013 год. Согласно этому документу, госдолг республики на 1 января этого года составил 5,6 миллиарда рублей. При этом отрицательные показатели, такие как госдолг, нагрузка на бюджет, стабильно увеличиваются, а положительные, такие как размер бюджетных вливаний или уровень доходов, снижаются. Все это настораживает и заставляет задуматься о ближайшем финансовом будущем Бурятии.

Относительный показатель

«Анализируя состояние бюджета, важно учитывать не столько абсолютные параметры бюджета по долгу, сколько рассматривать относительную величину долговой нагрузки на бюджет, ее равномерное распределение по годам», - считают в министерстве.

В этом есть своя правда. Судить о долговой нагрузке только по одной его величине нельзя, учитывая, что выплачивать долги республика может десятилетиями. Если бы всю эту сумму необходимо было вернуть, скажем, до конца года, тогда ее влияние на бюджетную обеспеченность было бы куда ощутимее.

Тем не менее эта цифра может сказать о многом. Более того, она может быть и поводом для рассуждений о долговом потолке республики, который поднимается каждый год, и о дотационности Бурятии, которая, судя по всему, в ближайшее время снижаться не планирует.

Для того чтобы понять, насколько это большая (или маленькая) цифра, следует поставить ее рядом с другими макроэкономическими показателями. К примеру, минфин сравнивает объем госдолга с доходами бюджета. Причем, не с общей суммой, которая включает в себя, в том числе, и различные вливания извне, а с той суммой, которую республика зарабатывает самостоятельно.

Много или мало? 

«На 1 января 2014 года объем государственного долга Республики Бурятия составил 5608,4 миллиона рублей, или 98,58 процента от верхнего предела государственного долга Республики Бурятия, установленного законом о республиканском бюджете на 2013 год. Это составляет 29 процентов от общего объема доходов республиканского бюджета, без учета безвозмездных перечислений», - сообщает минфин.

То есть республика должна сумму, равную трети всей доходной части, не считая федеральных дотаций. Если же брать бюджет в целом (а он на сегодня составляет чуть более 42 миллиардов), то получается, что Бурятия должна седьмую часть от этой суммы.

Впрочем, официальные источники при подобных сравнениях оперируют и еще более общими показателями. Например, размеры долга сравнивают с валовым региональным продуктом, который на сегодня составляет 183,8 миллиарда рублей. Если отталкиваться от этой цифры, то выходит, что госдолг Бурятии составляет чуть более трех процентов от ВРП. Здесь уже значения более радужные, учитывая, что долги Бурятии находятся в пределах даже не десяти, например, как это сегодня происходит в некоторых других регионах, а пяти процентов.

Однако цифра эта вполне себе средняя, и особо радоваться по этому поводу смысла нет. Среди субъектов СФО Бурятия по объему госдолга находится ближе к концу – восьмое место из двенадцати.

Куда тратились долги? 

Из этих 5,6 миллиарда чуть менее 2,5 миллиарда должны муниципалитеты. Две трети – 77,4 процента – составили долги по банковским кредитам. Стоит отметить, что долги районов практически не выросли с уровня предыдущего года. Впрочем, это говорит лишь о том, что муниципалы вернули ровно столько, сколько заняли в ушедшем году.

В ушедшем году правительством республики было привлечено чуть более четырех миллиардов рублей для самой главной задачи бюджетного планирования – погашения дефицита бюджета. Часть из них, правда, револьверно ушла на погашение долгов прошлых лет. Немаловажно, что из этих четырех миллиардов федеральный бюджет занял республике лишь четверть – один миллиард. Остальная сумма пришлась на банковские кредиты, где условия займов гораздо более жесткие.

Более половины – 60 процентов – от этих заимствований ушло на объекты капитального строительства: 848 миллионов - на республиканские и 348 - на муниципальные.

Среди них такие инфраструктурные точки, как мостовой переход через реку Баргузин, автодорога Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян, Детская республиканская клиническая больница в 45-м квартале Улан-Удэ, Республиканская больница имени Семашко, спортивный комплекс в Курумкане, средние школы в Селенгинском, Закаменском районах и в Улан- Удэ, детские сады и так далее.

Еще одна интересная цифра, озвученная республиканским Минфином, – это стоимость этих кредитов. По итогам года она составила 7,1 процента годовых. Нехитрый подсчет говорит о том, что только в 2013 году Бурятия потратила на кредитование более 289 миллионов рублей. При этом на обслуживание кредитных обязательств Бурятия потратила только 57 миллионов.

Кредитная страховка

Между тем, минфин распланировал и будущее госдолга Бурятии. Точнее, сформировал резервы для финансирования бюджетного дефицита аж до 2021 года. Основой для такого планирования стали кредитные линии, открытые на основании госконтрактов на общую сумму два миллиарда рублей. Плюсом к этому Бурятия на 900 миллионов рублей застраховала риски, связанные с погашением долгов.

«Это позволит направить собственные доходы республиканского бюджета на финансирование первоочередных социально значимых расходов республиканского бюджета. В течение всего срока действия кредитных линий республика сможет оперативно привлекать средства для финансирования расходов бюджета и возвращать их при поступлении собственных доходов», - считают в министерстве.

Эти новые кредитные линии вкупе со старыми дают республике резерв для покрытия дефицита бюджета в сумме 4,5 миллиарда. Вся эта картина вполне приемлема для региона России средней руки. Вполне средние цифры, серединка в рейтингах СФО – все это дает возможность властям более или менее расслабиться и пробивать у банков новые кредитные линии.

Нагрузка растет 

Однако дефицит бюджета растет – пропорционально ему растет и госдолг. Дотации с федерального уровня, судя по бюджетным планам Бурятии, будут только падать. Новое производство при этом не появляется, а старое пугает непрекращающейся чередой банкротств.

Нагрузка же на бюджет растет. Здесь давят и майские указы президента, проигнорировать которые нельзя. Здесь же ощутимым будет и софинансирование госпрограмм. Льготным оно было только в прошлом году, когда Наговицын заручился поддержкой Путина, и федеральное правительство пошло навстречу, сведя уровень вложений республики до минимума. С этого года ситуация, скорее всего, может измениться, и Бурятии придется вкладываться по полной.

Все это может в последующем покачнуть весы и отправить Бурятию из этой самой «серединки» за черту финансовой обеспеченности, и тогда кредиты уже не помогут. Впрочем, на таком распутье сейчас находятся многие регионы. И будущее Бурятии теперь полностью зависит от грамотной, а главное, осторожной финансовой политики со стороны наших региональных властей.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^