20.05.2014
В Улан-Удэ, пусть и с опозданием на целый год, все же заработал интернет-сервис - bus03.ru, на котором в режиме реального времени можно отслеживать передвижения маршруток, автобусов и трамваев.
Автобус онлайн 

Сервис представляет собой карту Улан-Удэ с передвигающимися по ней кружочками автобусов. Пока в базе лишь половина автобусного и трамвайного парка города. 

«Те маршруты, которые сейчас отображаются, это наши клиенты – те, кому мы установили оборудование и обслуживаем в настоящее время. Это чуть меньше половины из 1200 автобусов и трамваев. Соответственно, информацию о них мы выводим на сайт», - сообщил директор компании-оператора «НИС Бурятии» Роман Бабкинов.

Данные о второй половине автопарка имеются у другого оператора, но из-за технических проблем информацию пока не удается вывести в онлайн. 

«Сейчас с ним решаются технические моменты о присоединении, чтобы полностью охватить парк пассажирского транспорта в Улан-Удэ», - сказал директор.

Томительное ожидание чуда 

О создании подобного сервиса, призванного существенно облегчить жизнь пассажиров общественного транспорта Улан-Удэ, чиновники мэрии заговорили еще весной прошлого года. По их словам, в марте, мае, а потом и в июне 2013 года в столице Бурятии должны были появиться онлайн-карта в Интернете и информационные табло на автобусных остановках. Деньги были выделены, оборудование и программы закуплены, оставалось лишь обучить персонал и начать работу. Но весна прошла, а потом и лето, но ни карты, ни табло горожане так и не увидели.

Лишь в самом конце прошлого года табло таки появились, но не на автобусных остановках, как это предполагалось ранее и что было бы логично, а на трамвайных, который и так хорошо ходит. По всей видимости, причина такого странного решения кроется в том, что муниципальный рельсовый транспорт ходит регулярно, по расписанию, не зависит от пробок. 

С маршрутками же в это время случилась беда. В январе под запрет попали старые корейские микроавтобусы, из-за чего в Улан-Удэ случился маленький транспортный апокалипсис. И хотя городские власти уверяли, что никаких изменений в работе маршрутных автобусов нет, у замерзающих пассажиров на остановках было иное мнение. В этих условиях табло на автобусных остановках не только не решило бы проблему, наоборот, наглядно демонстрировало бы всем катастрофическую ситуацию с автобусами.

Наконец, недавно заработал сайт с отображение улан-удэнских маршруток, пока в тестовом режиме. В ближайшее время разработчики планируют запустить работу сервиса в полном объеме. Сама карта создана на платформе, на которой подобные системы уже давно работают в других регионах страны.

Контроль всем миром 

Ранее о выгодах от создания такой карты мы говорили многократно. Кроме того, что благодаря сервису горожане смогут загодя планировать свой маршрут, выходя на остановку ко времени прихода автобуса, он позволит проводить мониторинг работы маршрутных автобусов всем городом. К сожалению, карта пока не дает возможности быстро посчитать, сколько маршруток обозначено на мониторе, поэтому их придется считать вручную, вооружившись калькулятором и терпением. 

Но даже если посчитать все вручную, маловероятно, что это будет актуальная информация. 

«Какие-то автобусы в это время могут отдыхать, другие не вышли на линию, может, на ремонте стоят. Это только то, что вышло на линию и двигается по своему маршруту. Если он сходит с маршрута, он автоматически исчезает с портала», - поясняет Роман Бабкинов.

К тому же из-за технических проблем на карте отображается, как мы упомянули, информация лишь части автопарка Улан-Удэ. Из-за этого на ней сегодня можно найти лишь один-два автобуса с номерами наиболее популярных 29 или 30 маршрутов, хотя в реальности их намного больше. Почти совсем невозможно найти автобусы маршрутов 4, 17, 24, 28, 42, 55, 63, 77 и другие. По всей видимости, остальные автобусы закупали оборудование у другого поставщика и обслуживаются им же. 

«Это связано с тем, что маршруты по большей части у одного оператора обслуживаются. Как только второй оператор будет подсоединен, то на портале будет отображаться фактически стопроцентная картина», - сказал директор компании-оператора. 

Другое дело – трамваи. В одно и то же время на карте можно насчитать до восьми «единичек», столько же «двоек» и двенадцать вагонов с номером «4». Это, а также то, что электронные табло были установлены именно на трамвайных остановках, еще раз доказывает преимущество муниципального транспорта перед частным, позволяя регулировать движение и относительно быстро внедрять новые технологии.

Шаг вперед

Тем не менее, по мнению директора «НИС Бурятии», при планировании маршрута пассажиры должны учитывать некоторое отставание информации на сайте от реального положения дел. 

«Там в любом случае данные поступают с небольшой задержкой. Эта задержка составляет, как правило, до минуты. Поэтому нужно учитывать эту погрешность. Может быть также вероятность того, что маршрут отображается, но, подойдя к остановке, он может быть полным. Соответственно, он проедет мимо, не остановившись».

Глядя на карту, можно также заметить, что некоторые автобусы или трамваи время от времени сворачивают с дороги (а трамваи с путей) и несутся с огромной скоростью через дворы и дома по прямой линии. 

«Такое бывает, если транспортное средство «отбилось» на сервере, а координаты от него зафиксировались на одном месте. Допустим, пятнадцать минут нет от него данных, потом вдруг приходят, и он, соответственно, в ускоренном темпе движется в эту точку. Это технический момент, который, к сожалению, присущ системе», - объяснил Роман Бабкинов. 

Но даже с существующими пока неизбежными проблемами появление сервиса является большим шагом на пути к созданию цивилизованного общественного транспорта в Улан-Удэ. Для счастливых обладателей смартфона все становится еще проще – разработчики в ближайшее время планируют запустить мобильное приложение онлайн-карты.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^