20.05.2014
Высокая нагрузка на муниципальный бюджет Улан-Удэ вкупе с высоким уровнем долгов и значительным дефицитом заставляют власти города искать новые возможности для пополнения казны. Городские власти видят перспективы в этом направлении. Более того, Улан-Удэ может ожидать экономический прорыв, который изменит финансовую ситуацию в столице. Об основных направлениях финансовой политики и бюджетных реалиях Улан-Удэ мы поговорили с председателем комитета по финансам администрации города Александром Аюшеевым.
- Как Вы оцениваете бюджет Улан-Удэ 2014 года? Насколько он тяжел для выполнения поставленных перед руководством города задач?

- Начну с того, что с 2014 года мы перешли на программный бюджет. Более 80 % всех расходов бюджета предусмотрено в рамках 10 муниципальных программ. Программно-целевой подход при планировании бюджета позволит наиболее эффективно распоряжаться бюджетными ресурсами, увязать расходы бюджета со стратегическими задачами развития города. Конечно, при практическом применении программного подхода возникают сложности, вопросы, которые приходится решать уже в ходе исполнения бюджета, но это естественный процесс, возникающий с внедрением любых новаций. 

Самой серьезной проблемой города является острый дефицит ресурсов для решения вопросов местного значения. Эта проблема появилась не сегодня и касается не только нашего города – все ведущие эксперты сходятся в мнении, что органы местного самоуправления лишены возможности эффективно решать вопросы местного значения из-за явного несоответствия объема доходных источников объему возложенных на них полномочий. Такой же точки зрения придерживается президент России Владимир Владимирович Путин, который обращал внимание на эту проблему и обещал содействовать ее решению. 

Если говорить непосредственно о городском бюджете на 2014 год, то необходимо отметить несколько моментов. 

Во-первых, потребности отраслей городского хозяйства и социальной сферы не обеспечены доходами. Потребность в средствах на решение вопросов местного значения на 2014 год составляет 7 миллиардов рублей, а прогнозируемый объем доходов бюджета города – 3,1 миллиарда. Соответственно, при планировании бюджета учитываются только самые необходимые расходы, в ущерб прочим направлениям деятельности.

Во-вторых, бюджет города принят с дефицитом в размере 186 миллионов рублей. Без введения дефицита городу было бы затруднительно выполнять даже первоочередные обязательства перед гражданами. С другой стороны, это негативно повлияло на показатели муниципального долга.

Учитывая эти предпосылки, бюджет города полностью обеспечивает только первоочередные обязательства города по выплате заработной платы, оплате коммунальных услуг, содержанию бюджетных учреждений, обслуживанию муниципального долга.

Серьезной проблемой является тот факт, что при существующем дефиците уже в ходе исполнения бюджета возникают новые расходы. Так, с 2014 года повышен минимальный размер оплаты труда. За счет увеличения МРОТ в бюджете текущего года образовалась «дыра» более чем в 100 миллионов рублей. Конечно, этот вопрос будет решен, скорее всего, за счет перераспределения расходов с других отраслей, но это далеко не оптимальное решение. И подобных вопросов набирается достаточно много. 

Отвечая на вопрос, насколько тяжел бюджет 2014 года, скажу: да, в нынешних условиях это нелегко – при недостаточности ресурсов достичь выполнения поставленных задач. Но я уверен, с помощью работы по увеличению доходов городского бюджета, повышению эффективности бюджетных расходов, строгому следованию программным принципам при формировании и исполнении бюджета, а также при поддержке властей республики город справится со всеми проблемами. 

- Насколько ситуация с долговой нагрузкой на бюджет критична для Улан-Удэ?

- Объем муниципального долга города на сегодня составляет 2 миллиарда 237 миллиона рублей, из которых 1 миллиард 894,5 миллиона - кредиты коммерческих банков, 342,5 миллиона - остаток задолженности перед республиканским бюджетом по кредиту на строительство транспортной развязки на улицах Балтахинова - Куйбышева. Сумма сама по себе значительна, но, следует иметь в виду, что предельные значения, установленные Бюджетным кодексом РФ, не нарушаются. По Бюджетному кодексу предельный объем муниципального долга не должен превышать объем собственных налоговых и неналоговых доходов, а это порядка 3,1 миллиарда рублей по текущему году. 

Другой вопрос – расходы на обслуживание муниципального долга, то есть проценты. В прошлом году город потратил на процентные расходы 164 миллиона рублей, что на 18 миллионов меньше, чем в предыдущем году. В этом году планируется направить около 190 миллионов, что связано с ростом процентных ставок кредитных учреждений. События на Украине и связанная с этим международная обстановка вызвали рост процентов по кредитным ресурсам коммерческих банков.

- Достигнут ли компромисс между республиканскими и улан-удэнскими властями в части финансовой помощи на межбюджетной основе?

- По многим вопросам, касающимся предоставления финансовой помощи, мы находим понимание со стороны руководства республики, прежде всего у главы республики Вячеслава Владимировича Наговицына. Так, по итогам 2013 года объем безвозмездных целевых субсидий из республиканского бюджета составил 1,6 миллиарда рублей, это практически четверть годового бюджета города.

Во многом компромиссное решение найдено по возврату бюджетного кредита, полученного в 2010 году на строительство развязки Балтахинова - Куйбышева. В апреле заключено соглашение, по которому обязательства по возврату бюджетного кредита перенесены на 2016 год.

Вместе с тем отмечу, что при предоставлении субсидий из республиканского бюджета обязательным условием является софинансирование из бюджета города, зачастую в равных долях. Учитывая совершенно разные финансовые возможности республики и города, условие обязательного софинансирования дает значительную нагрузку на бюджет города.

Остается нерешенным вопрос по финансовому наполнению Закона Республики Бурятия «О статусе столицы Республики Бурятия».

Учитывая вышесказанное, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и совершенствование сложившейся системы предоставления финансовой помощи. Надеемся на существенный вклад со стороны вновь созданной при Народном Хурале комиссии по вопросам социально-экономического развития города Улан-Удэ.

- В чем Вы видите потенциал для увеличения доходов муниципального бюджета?

- К сожалению, в части неналоговых доходов складывается тенденция к их сокращению. Процесс объективный, муниципальный имущественный фонд уменьшается в связи с его приватизацией. В прошлом году, по поручению мэра города, была изменена методика исчисления арендной платы за муниципальное имущество с переходом на рыночную стоимость арендной платы. Это позволило увеличить суммы арендной платы почти на четыре миллиона рублей в год.

Главный фактор влияния на увеличение поступлений в бюджет города – это развитие реального сектора экономики, развитие среднего и малого бизнеса. Есть экономика, есть новые производства, инвестиции – соответственно, есть поступления в бюджеты. Прорыв в развитии экономики можно осуществить, основываясь на расширении среднего и малого бизнеса. Это, в свою очередь, положительно скажется на налоговой базе и доходных источниках бюджета. Усилия властей, государственных и муниципальных, должны быть направлены на создание условий для самореализации и самозанятости населения, особенно молодежи. Полагаю, что общими усилиями мы создадим в родном городе комфортные условия для жизни горожан и гостей.

Беседовал Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^