11.06.2014
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко недавно заявил о начале работы по созданию особой экономической зоны, которая получила свой статус едва ли не одновременно с «Бурятией». При этом политик заявил, что «Ворота Байкала» не постигнет участь турзоны Бурятии, которой, по его словам, «попросту нет».
Запоздалая реанимация
 
В Иркутской области наконец-то заговорили о реальных сдвигах в создании своей особой экономической зоны. Стартовавший одновременно с бурятским проект до сих пор простаивал, и не раз объявлялся сильно отстающим. Теперь иркутские власти решили всерьез взяться за его реализацию.

На пресс-конференции глава соседнего региона, в том числе, перечислял преимущества иркутской турзоны. Это, по его словам, и Кругобайкальская железная дорога, и горнолыжный комплекс, который власти собираются сделать цивилизованным. Также есть Восточно-Сибирское речное пароходство, которое имеет инфраструктурное значение, в том числе для туристической зоны.

Сегодня, по словам губернатора, уже достигнут ряд договоренностей со Сбербанком, с «Российскими железными дорогами» и другими инвесторами. Также в рамках создания ОЭЗ будет построен новый аэропорт. В общем, процесс, судя по всему, стартовал, причем, если верить иркутским властям, стартовал достаточно активно.

Правда Сергей Ерощенко не объясняет, почему проект до сих пор простаивал, тогда как в Бурятию уже вложены миллиарды рублей, и уже близится запуск первых объектов. Ранее Иркутская область в подобных вещах опережала соседей на несколько шагов вперед, однако здесь почему-то отстала, причем значительно.

Неожиданный выпад

В этом свете достаточно странным выглядит выпад местного губернатора в сторону Бурятии.

- Туристическая зона у нас по факту уже есть в отличие от Бурятии, но я не хочу соседей критиковать, они находятся в сложной ситуации, и им нужно помогать. Мы в отличие от них имеем уникальный туристический объект, - заявил Сергей Ерощенко.

Что именно он имел в виду, не совсем понятно. Судя по контексту, губернатор Иркутской области хотел сказать, что «Байкальская гавань» находится на грани сворачивания, а турзона так и замерзла, не дождавшись инвестиций. Однако, как известно, сейчас ситуация в ОЭЗ Бурятии совсем другая.

Не так давно глава республики заявлял о том, что близится открытие первых туристических объектов, а по окончании строительства «Байкальская гавань» будет принимать до двух миллионов туристов в год. Кроме того, запускаются и новые участки. Так, недавно Вячеслав Наговицын лично открывал построенную дорогу на гору Бычья, где будет создан современный горнолыжный курорт.

В этом году планируется сдача досугового центра и маяка. Буквально несколько месяцев назад появились еще два инвестора «Байкальской гавани», готовые вложить сюда еще два миллиарда рублей. А в будущем через турзону планируется построить скоростную железную дорогу до Маньчжурии.

Первая реакция

В минэкономики Бурятии высказывания губернатора Иркутской области комментируют неохотно.

- Я пока коллег-иркутян комментировать не хочу, но это какая-то недобросовестная конкуренция. Негоже поднимать свой проект за счет опускания соседей, - сказал первый заместитель министра экономики Бурятии Тимур Будаев.

Высказывание главы Иркутской области, в котором очевидно прослеживается желание конкурировать, можно сказать, ставит крест на прекраснодушных планах чиновников Бурятии о совместном развитии двух туристических зон. Друзьями и партнерами, видимо, двум турзонам не бывать.

Между тем, это не первая критика «Байкальской гавани», раздающаяся из уст официальных лиц. Так, в марте этого года генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны» Вадим Третьяков заявил, что потенциал Байкала сильно переоценили.

- В Бурятии (ОЭЗ «Байкальская гавань») не очень правильно был выбран земельный участок. И, кроме того, потенциал самого озера Байкал сильно переоценили. Считалось, что это такой серьезный бренд для всего мира. Потом оказалось, что это бренд только для России. Когда мы с западными специалистами выезжали туда, по дороге расписывали им Байкал как место, которое они никогда не забудут. У них, естественно, возникли определенные ожидания, что будет что-то необычное. Приехали, посмотрели - да, это озеро. Большое озеро. И все. Это не то место для иностранца, ради которого он проедет полмира, - заявлял он «Российской газете».

По его словам, в «Байкальской гавани» планируется создать курорт локального масштаба, который со временем будет расширяться.

Власти Бурятии тогда были «слегка шокированы» такими высказываниями. Власти говорили о том, что в турзоне идет активное строительство, что Вадим Третьяков, возможно, не знаком с маркетинговыми исследованиями, в общем, реакция была достаточно бурной.

Тогда РосОЭЗ пришлось отвечать «шокированным» властям республики. Впрочем, ответ был не самым утешительным: в связи с отсутствием иностранных инвесторов федеральная власть вынуждена признать, что ОЭЗ «Байкальская гавань» в Бурятии в ближайшей перспективе можно будет развивать только как локальный курорт. Со временем, возможно, его удастся расширить.

Возможно, именно эти высказывания и послужили основой для высказывания иркутского губернатора, через столько лет взявшегося за воссоздание турзоны «Ворота Байкала». 

Впрочем, если реакция со стороны властей республики будет такой же бурной, то Сергею Ерощенко, скорее всего, подобно РосОЭЗ, придется пояснять, что именно он хотел сказать, а может быть, и извиняться за сказанное.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^