18.06.2014
Студент из Улан-Удэ собрал американский ретро-мотоцикл. "Первый Боб» появился в Улан-Удэ. Американский ретро-дизайн, скрещенный с советским прошлым и современным электронным «сердцем». Таким предстает боббер – мотоцикл, сконструированный студентами технологического университета.
Американец с советским прошлым 

Он был создан в рамках дипломного проекта группы студентов кафедры «Автомобили», но идея именно такого дизайна мотоцикла, словно выехавшего из старых американских фильмов, принадлежит пятикурснику Павлу Жамойцину. 

«Вначале задумывался чоппер, с длинной вилкой, широкими колесами. Но потом мы решили, что в нашем городе такие уже есть, а боббера нет ни одного. Поэтому решили делать боббер», - рассказывает он. Этот стиль возник в Америке в 30-х годах, а его характерной чертой является короткая, низенькая рама, рассчитанная на одного человека.

В качестве основы взяли раму и двигатель от мотоцикла «Урал» образца 1962 года. 

«Раму от него переделали, немножко укоротили, потом потихоньку начали подбирать запчасти. Бак взяли от Иж-49. Он выброшенный в гараже лежал, помятый, мы его подобрали – вроде целый, запаяли, приварили новое крепление, зашпаклевали и покрасили. Долго думали, куда приделать спидометр, он никуда не вписывался. Потом пришла идея взять поршень от автомобильного двигателя, вырезать его на токарном станке и вмонтировать в него спидометр», - улыбается Павел.

Под стать дизайну и черно-красно-белая окраска мотоцикла. По его словам, специально был выбран полуматовый оттенок, чтобы соответствовать стилю. Сам молодой конструктор увлекся техникой еще с детства. В десять лет он собрал свой первый мотоцикл, а всего до этого момента он поставил на ноги четырех двухколесных коней. В будущем он планирует съездить в Москву на своем мотоцикле.

Электронное сердце 

Но главной особенностью «Первого Боба», по словам Павла, является то, что советским сердцем ретро-мотоцикла управляет электроника. 

«На нем стоит электронная система управления двигателем – инжектор. На стандартных мотоциклах такого нет», - говорят студенты. Инжектор является собственной разработкой преподавателя кафедры Александра Пилюгаева. 

«Прототипом этого компьютера явилась моя разработка собственного газового инжектора, которая после небольших переделок перекочевала на мотоцикл. Была написана прошивка под управление подачи топлива под двигатель «Урала». Расход упал до 4,5 литра, мотор перестал греться, что было главной проблемой моторов данного типа, повысилась максимальная скорость до 160 километров в час. Заводится «с полпинка». В общем, одни плюсы современной электроники», - говорит он.

Мотоцикл для шоу 

Благодаря своему необычному виду, детище Павла Жамойцина и его друзей заняло первое место на открытии мотосезона в этом году. Впрочем, у мотоцикла есть и вполне ясные коммерческие перспективы. По словам студентов, они в дипломной работе просчитали себестоимость мотоцикла, экономическую эффективность мелкосерийного производства и пришли к выводу, что выгодно. Конечная цена, по которой они могут их продавать, составила 99 тысяч рублей за экземпляр. «Но это конечная цена с учетом работы сторонних организаций. Если я буду все делать сам, то выйдет где-то пятьдесят тысяч», - рассказывает он.

По мнению его дипломного руководителя Дмитрия Тихова-Тинникова, собранный боббер не совсем подходит для повседневной езды. 

«Зато он красивый – это заинтересовывает других ребят, школьников, которые даже не знают, что у нас такое делают. Мы ждем и привлекаем таких людей, технически одаренных и думающих творчески», - говорит он. 

Поэтому пока главным предназначением мотоцикла будет демонстрация возможностей кафедры и привлечение любознательной и технически одаренной молодежи. «Основная наша цель состоит в популяризации технических видов деятельности среди студентов. Катание – не основное. Престиж инженерных профессий сильно упал, и молодежь заинтересовать можно только такими проектами», - говорит зав. кафедрой.

Болид своими руками 

В мастерской стоит еще один проект студентов и аспирантов кафедры, который способен надолго привлечь внимание мальчишек. Но с первого взгляда угловатая, черная четырехколесная машина даже не поддается классификации. Сваренный из обычных труб силовой каркас обшит алюминиевыми листами, одноместный салон не имеет остекления, зато защищен сеткой. Полуторалитровый двигатель, взятый от обычной ВАЗ-2108, расположен позади водителя. Внешне автомобиль студентов и аспирантов ВСГУТУ напоминает нечто среднее между болидом Формулы-1, багги и машиной Бэтмена.

«Изначально была идея создать спортивный кроссовый автомобиль, смотрели, какие существуют варианты, и выбрали модель класса Д3/5. На базе нашей кафедры мы создали конструкторско-технический кружок, в который вошли несколько человек», - рассказывает руководитель проекта, аспирант Алексей Папулло.

По его словам, целью работы было создание спортивного автомобиля, на котором можно участвовать в реальных соревнованиях: «Это практически «боевая» машина. Автомобиль создавался по требованиям Всероссийской федерации автоспорта, что накладывает определенные ограничения на автомобиль по массе, по габаритным размерам, расположению двигателя. Сам двигатель должен быть отечественного производства», - говорит Алексей Папулло. 

«Конструкция на первый взгляд простая, но из-за отсутствия опыта в создании таких автомобилей возникало очень много вопросов, как и что делать. Даже посмотреть негде, в Интернете особо не спешат выкладывать схемы. Поэтому у нас уходило много времени на сборку элементов», - говорит Алексей Папулло. 

Только над передней подвеской студенты работали три месяца, и хотя все элементы спортивного автомобиля были готовы еще два года назад, обшит он был лишь недавно, поэтому не успел поучаствовать в шоу и фестивалях. Впрочем, это и практически сложно сделать – машина не стандартная, поэтому по дорогам общего пользования ей в принципе ездить запрещено. 

В планах создателей сделать еще хотя бы несколько подобных машин, чтобы была возможность проводить соревнования – автомобили все-таки спортивные. Вазовский двигатель разгоняет машину массой в пятьсот килограммов до ста километров в час за семь секунд. Но соперников в Бурятии для него пока нет.

Владимир Бадмаев, «Номер один».

Социальные комментарии Cackle
^