18.06.2014
Горсовет принял программу по убийству общественного транспорта Улан-Удэ. Фактически этот объемный 41-страничный документ является тем планом, который призван вытащить муниципальный общественный транспорт из кризиса. Но если сторонний человек решит ознакомиться с этим планом, станет ясно, что никакого развития в ближайшее время не будет.
Итак, поставлена цель – развивать городской рельсовый транспорт, обеспечить условия для его «устойчивого функционирования по оказанию услуг перевозки населения» и достичь рентабельности. Главными проблемами, препятствующими реализации этой цели, признаются убытки предприятия и износ подвижного состава. Цель будет достигнута, если появятся дополнительные доходы предприятия и будут закуплены новые вагоны. Социально-экономическим эффектом всего этого станет повышение зарплаты работников транспортного предприятия до среднего уровня по отрасли.

Даже если забыть, что уже в целеполагании кроется фатальная ошибка, никакой связи между поставленной в программе целью, ожидаемым результатом и социально-экономическим эффектом даже близко не наблюдается. Каким образом, например, появление дополнительных доходов предприятия может говорить о развитии трамвая? И из каких источников будут изыскиваться эти дополнительные доходы? Наверное, увеличивая прибыль и снижая издержки. Тогда, по всей видимости, наступит и рентабельность перевозок, которой добиваются от трамвая.

Практически нигде в мире от городского рельсового транспорта не требуют рентабельности, не говоря уже о дополнительных доходах, добиваясь лишь увеличения пассажиропотока. Даже в африканских городах поняли важность трамвая в качестве единственного инструмента для решения проблемы пробок и вкладывают в него огромные ресурсы.

Впрочем, инвестиции в улан-удэнский трамвай будут. В 2014 году городской бюджет субсидирует трамвай на сумму в 69,6 миллиона рублей. Напомним, что импортные мусорные баки, купленные администрацией города в обход закона, обошлись в 52 миллиона рублей. Еще 17 и 77 миллионов выделят соответственно республиканский и федеральный бюджеты. При этом ежегодные затраты МУП «Управления трамвая» составляют порядка 500 миллионов, из которых меньше трети окупается за счет пассажиров. Т.е. финансового оздоровления трамвая, даже на бумаге, не предвидится.

Но без кардинального увеличения финансирования никакого развития рельсового транспорта не будет. Те громыхающие вагоны, что сегодня раскатывают по разрушающимся рельсам, имеют мало общего с современным трамваем. И дело тут не в старом подвижном составе, хотя и он нуждается в обновлении – на начало 2013 года из 60 вагонов в капитальном ремонте нуждались 49 единиц, а больше половины трамваев уже подлежат списанию «на пенсию».

Главной проблемой трамвайной системы Улан-Удэ являются пути. Из-за хронического недофинансирования в последние двадцать лет 90 % путей требуют ремонта. Половина из них уже сегодня считаются аварийными. Но как раз для путей в программе развития городского транспорта места не нашлось. По информации МУП «Управление трамвая», несмотря на их требования, чиновники отказались включить этот пункт в документ.

«Основными проблемами муниципальных транспортных предприятий остаются: сокращение за последние годы парка муниципального пассажирского транспорта, использование подвижного состава с высокой степенью износа, отсутствие полной компенсации на покрытие убытков от регулирования тарифа», - гласит документ.

Значит, деградация рельсовых путей продолжится и в дальнейшем, что автоматически влечет за собой повышение аварийности, снижение комфорта и, как следствие, отток пассажиров и сокращение доходов. Что, кстати, уже происходит, о чем говорит хотя бы резкий рост «экономически обоснованного тарифа». Напомним, под этим термином городские чиновники подразумевают гипотетический тариф, полностью окупающий расходы трамвая на его эксплуатацию. Проще говоря, это цифра, полученная при делении расходов МУП на общее количество пассажиров.

Два года назад, когда горсовет обсуждал возможность повышения цены за проезд на три рубля, этот тариф равнялся 35 рублям. Требования о повышении реального тарифа чиновники тогда объясняли тем, что при небольшом оттоке пассажиров доходы предприятия увеличатся. Как итог, сегодня «экономически обоснованный тариф» составляет 45,4 рубля. За два года он вырос на десять рублей вследствие сокращения общего количества пассажиров трамвая и увеличения эксплуатационных расходов. Такой исход был понятен и тогда, два года назад, ведь чем выше реальная цена за проезд, тем меньше пассажиров, и тем быстрее растет «обоснованный тариф».

Путь, по которому сейчас с грохотом движется трамвай и куда его направляет «Муниципальная программа по развитию ОТ», заканчивается отнюдь не светлым выходом из темного тоннеля в 2020 году. Вместо него впереди смутно просматривается либо шлагбаум, опущенный перед трамваем надзорными органами, либо, в худшем случае, сплошная стена, о которую вагон разобьется. Иного конца, если городские власти не начнут масштабный ремонт путей, у трамвая, а за ним и у всей транспортной системы города, нет.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^