18.06.2014
Программа развития ДВЗ оставила бурятских инвесторов без денег
ИИз-за корректировки программы развития Дальнего Востока и Забайкалья инвесторы, которые уже вложились в какие-то проекты, теперь не могут получить обещанную поддержку и в большинстве случаев вынуждены тянуть всю нагрузку на собственных плечах, ведь республиканский бюджет не в состоянии поддержать всех. При этом сегодня все чаще заходит речь о пересмотре этой программы.

Инвесторы за бортом

Чем дольше действует программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, тем больше критики слышится в ее адрес на всех уровнях. Совсем недавно депутаты Госдумы вместе с аудиторами Счетной палаты заявили о том, что программу, возможно, придется и вовсе переписывать. Перед этим, во время приезда в Бурятию тогда еще полпреда президента в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, власти Бурятии говорили о том, что программы, представленные нашей республикой в рамках развития ДВЗ, сильно сократили.

Из-за этого сегодня часть инверторов, которые уже начали реализовывать свои проекты, остались без обещанной господдержки. Например, «Бурятмяспром», которому по предварительно утвержденной программе государство должно было компенсировать проценты по кредитам, теперь вынужден нести эту нагрузку на своих плечах.

Произошло это из-за того, что из федеральной целевой программы по развитию агропромышленного комплекса убрали пункт о компенсации процентной ставки по кредитам для перерабатывающих предприятий. Эта программа является частью программы развития ДВЗ, и она, как и многие другие, была урезана после корректировки правительством России.

- В прошлом году мы помогали «Бурятмяспрому» средствами регионального бюджета. В этом году мы дали ему налоговые льготы. И эти льготы прописали по годам, чтобы хоть какую-то часть этой нагрузки взять на себя, - рассказывает зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик.

Однако не во всех случаях правительство республики имеет возможность хотя бы частично решать проблемы выпавших из программы предпринимателей. Например, для того чтобы многократно увеличить объемы производства на Закаменском вольфрамо-молибденовом комбинате и начать добычу на месторождении, как это предусмотрено инвестиционным проектом, попавшим в программу развития ДВЗ, необходимо значительно изменить объемы энергопотребления. Проектно-сметная документация уже готова, однако в программе эти объемы все еще не учтены.

Похожая ситуация и с Сосново-Озерским месторождением полиметаллов, где проблема с энергетиками до сих пор не решена. Сейчас речь идет о том, чтобы финансирование в этой части взяла на себя федеральная сетевая компания.

Федеральное безразличие

Впрочем, это не единственные проблемы, связанные с энергетиками. Так, застопорился комплексный инвестиционный проект развития Бурятии и Забайкальского края. Он прошел согласования во всех федеральных министерствах. Однако Минэнерго и Минтранс согласовывать его до сих пор отказываются, ссылаясь на то, что они не видят источники финансирования.

Но для того чтобы появились эти источники, нужно сначала войти в приоритетные инвестиционные проекты, а для этого необходимо получить согласования во всех министерствах. Сейчас идут переговоры с правительством РФ, чтобы разрубить этот замкнутый круг.

Еще одно министерство, которое тормозит инвестиционные проекты, – это Минрегион. Дело в том, по программе развития ДВЗ регионы Дальнего Востока попали под юрисдикцию Министерства по развитию Дальнего Востока, а регионы Забайкалья – под Минрегион.

- Минрегион с нами ни разу не собирался, никак эту тему не обсуждал. Мы находимся в переписке с ними и настаиваем на том, что надо встречаться и переписывать программу. Министерство по развитию Дальнего Востока же ведет активную работу по этой программе, они вносят конкретные предложения, обсуждают программы развития, работают по привлечению средств, при этом обрезая нам финансирование, и стараются направить средства на вверенные им регионы, - говорит Александр Чепик.

Нелогичная поддержка

При этом Бурятия - не единственный регион, пострадавший от корректировки программы развития ДВЗ. Иркутская область и Забайкальский край оказались вообще исключены из нее. Что же касается финансирования, его сократили и в ряде других регионов. Причем, если смотреть в процентном соотношении, то нашу республику урезали меньше всех.

- Однако если посмотреть в деньгах, то у нас сумма финансирования сегодня относительно небольшая – четыре с половиной миллиарда. При этом мы заявляли шесть миллиардов. А у кого-то было, например, 50 миллиардов, а после корректировки осталось только 20. Это больше, чем те деньги, которые нам оставили, но если посмотреть в процентном соотношении, то нас откорректировали в меньшей степени, - отмечает Александр Чепик.

Главное, что беспокоит республиканские власти, – это дисбаланс развития регионов. По нынешней системе получается, что большие объемы финансирования получают те регионы, которые и так имеют приличные собственные средства. А те, у кого бюджет небольшой, не могут рассчитывать на солидные вливания.

Например, в Якутии, как и у нас, живет около миллиона человек. При этом бюджет Бурятии - примерно 40 миллиардов, а Бюджет Якутии – примерно 150 миллиардов. Поэтому у того региона, где собственных средств больше, соответственно и больше возможностей для софинансирования госпрограмм. В Бурятии же такой возможности нет, а значит, и развиваться мы будем медленнее.

- Должна быть логика. Если мы развиваем весь СФО, то мы должны развивать как раз те регионы, которым не хватает финансирования, но у которых есть инфраструктурные проекты и которые могли бы в дальнейшем дать экономике достаточно серьезную отдачу. А здесь получается, что регионы, и так имеющие потенциал развития, развиваются еще быстрее. А у нас нет источника, и мы по-прежнему остаемся в той позиции, в которой и были, - считает Александр Чепик.

Без пересмотра – никак

Чтобы решить все эти проблемы, по мнению Александра Чепика, необходимо, во-первых, все-таки провести совещание в Минрегионе по корректировке программы развития ДВЗ. Этой встречи власти Бурятии добиваются уже достаточно долго, однако до сих пор министерство такое совещание организовать не берется.

Для того чтобы хоть как-то ускорить этот процесс, на очередном планерном совещании Александр Чепик дал поручение республиканскому министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства, через которое власти Бурятии попытаются выйти на зампреда правительства РФ Дмитрия Козака. Через зампреда можно будет выйти напрямую на Минрегион и решить этот вопрос.

Для того же, чтобы выровнять экономический дисбаланс регионов Дальнего Востока и Забайкалья, необходимо добиться увеличения финансирования для регионов с небольшими показателями социально-экономического развития, к каковым относится и Бурятия, и уменьшить для них же региональную долю софинансирования. В этом случае можно будет попытаться догнать регионы с более сильной экономикой и выровнять уровень жизни.

Впрочем, сокращение финансирования по программе развития ДВЗ, по словам Александра Чепика, вовсе не значит, что какие-то проекты не будут профинансированы.

- То, что программа была откорректирована, не значит, что какие-то объекты строиться не будут. Строиться будет все. Есть мероприятия, которые выходят за границы этой программы, за пределы ее бюджета. Но все равно все эти мероприятия будут профинансированы, - говорит Александр Чепик.

Другими словами, главная проблема, которая стоит сегодня для Бурятии, – это скорость развития. И от того, каким образом решится проблема с корректировкой программы развития ДВЗ, будет зависеть, отстанем ли мы еще больше от более успешных регионов, или поравняемся с ними по уровню социально-экономического развития.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^