18.06.2014
Этим летом стартует прием заявок для инвесторов на право получения льгот
Льготами для инвесторов, обозначенными в принятом Народным Хуралом законе о региональных инвестиционных проектах, сможет воспользоваться лишь ограниченное число предпринимателей. В этом, однако, есть и свои полюсы: таким образом законодатели исключили выпадающие доходы бюджета и установили заслон для мошенников. Заявки предприниматели могут подавать уже сейчас, но официально проект стартует не раньше чем через месяц.

Возможные участники

В программе по предоставлению налоговых льгот инвестиционным проектам, получившим статус «региональных», смогут участвовать далеко не все желающие. Однако теоретически есть возможные претенденты, которые могли бы войти в этот список.

Среди них может быть, например, «Бурятмяспром», который собирается построить крупную птицефабрику в Селенгинске. Этот проект сегодня оценивается в три миллиарда рублей, что более чем соответствует финансовые требования закона. Что касается остальных моментов, то о них станет известно, если компания решится участвовать в программе и начнет процедуру получения статуса ее участника.

Еще одним претендентом может стать многострадальный Селенгинский ЦКК. Но только в том случае, если собственники решать запустить на комбинате новое производство. В последний раз Евгений Пруидзе, получивший ЦКК в собственность в конце прошлого года, говорил об инвестиционной программе на пять миллиардов рублей.

Она должна вывести градообразующее предприятие поселка Селенгинск в мировые лидеры производства. Но тогда речь шла только о модернизации действующих производств, а условия предоставления налоговых льгот настаивают на открытии новых.

Также среди претендентов Селенгинский завод ЖБИ и множество других проектов, которые сегодня только начинают реализовываться на территории республики. Здесь участие может принять не только крупный, но и средний бизнес. Критерии, ограничивающие участников по объемам инвестиций, вполне по силам представителям этой части бизнес-сообщества.

Однако сейчас еще ни один из возможных претендентов не подал заявки на участие в проекте. Это связано с тем, что процедурная часть исполнения этого закона еще находится в разработке. Сейчас минэкономики согласовывает порядок включения инвестиционных проектов в список региональных. Как нам сообщили в министерстве, его окончательно утвердят не раньше чем через месяц.

Именно тогда и начнется непосредственно реализация закона о налоговых льготах для региональных инвестиционных проектов. Напомним, по этому закону полностью обнуляется ставка по налогу на прибыль в течение трех или пяти лет (в зависимости от вложений) для инвесторов, подпадающих под установленные требования и получивших для своих проектов статус «региональных».

Что будет с бюджетом?

Этот закон сразу же после принятия вызвал немало вопросов. Один из них – не пострадает ли бюджет от обнуления ставки налога прибыль для инвесторов? В минэкономики республики уверены, что такой вопрос сегодня не стоит.

Для того чтобы исключить выпадающие доходы, в республиканский законопроект были внесены некоторые изменения по сравнению с федеральным старшим братом, которые, можно сказать, застраховали бюджет от возможных потерь.

Регионам было предоставлено право принять собственные законы о региональных инвестиционных проектах, которые определили бы более точные правила игры уже на месте. Кроме прочего, перед законодателями Бурятии тогда встал вопрос: на каком уровне определить ставку налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет?

Федеральное законодательство позволяло оставить ее на уровне 10 процентов. Однако в Бурятии было принято решение последовать рекомендациям президента страны и обнулить эту ставку.

И здесь вполне уместен был вопрос: а не проделает ли такая инициатива дыру в республиканском бюджете, который сегодня и так переживает не лучшие времена?

Со старым – не пройти

Как рассказали нам в министерстве экономики республики, такой вариант исключается, причем этим же законом. Дело в том, что авторы республиканского закона установили пункт, по которому право получить статус регионального инвестиционного проекта может только тот инвестор, который создает новое производство.

- Здесь мы очень четко смотрим по выпадающим доходам бюджета. Бюджет уже сформирован на ближайшие годы, доходы подсчитаны, под уровень доходов, соответственно, уже встали расходы, - рассказал первый заместитель министра экономики Тимур Будаев.

Те компании, которые уже работают на рынке Бурятии со своим существующим производством и уже имеющимися основными фондами, не смогут получить описанные льготы. Ведь налоги, которые будут с них собираться, уже включены в доходную часть бюджета на ближайшие годы. А значит, при включении их в программу бюджет республики действительно понес бы достаточно серьезные убытки.

- Если заходит новый инвестор, и на действующем предприятии образуется новый инвестиционный проект, то есть она добавляет к тому выпуску продукции, который заявлен, новую линейку продукции, и под нее формирует новые фонды, тогда мы понимаем, что выпадающих доходов в этой части нет. И этот проект вполне может претендовать на статус на льготы по этому закону, - отметил Тимур Будаев.

Попытки схитрить

Однако в минэкономики не исключают, что статус регионального инвестиционного проекта захотят получить и те производители, которые уже работают на рынке республики, причем без лишних вложений.

Попытки выдать уже имеющиеся основные фонды за новоприобретенные – один из вариантов, как бизнесмены могут попытаться обойти закон.

- Когда мы принимаем какой-то документ, мы пытаемся балансировать между тем, чтобы исключить откровенно мошеннические схемы, и не закрыть лишние каналы, по которым могут зайти инвесторы. Естественно, баланс не всегда устанавливается с первого раза, - считает Тимур Будаев.

Для того, чтобы исключить подобные схемы, в республиканском законе прописан ряд ограничений, в том числе и процедурных.

- Не хотелось бы, чтобы это воспринималось так, что чиновники сидят и думают, как бы нам больше барьеров поставить. Ситуации у нас возникают разные. Есть люди, которые пытаются найти лазейки в законодательстве, то есть просто хитрят. Если практика покажет, что какие-то ограничения в законе действительно мешают развитию, то мы готовы это рассматривать, выходить с поправками, - отмечает Тимур Будаев.

«Жесткие планы»

В целом закон направлен в первую очередь на борьбу с общероссийской тенденцией снижения объема инвестиций, которая не прошла и мимо Бурятии. Здесь почти одновременно с законом была принята и инвестиционная стратегия Бурятии, которая ставит более глобальные задачи и определяет конкретные показатели, которых нужно достичь.

- У нас есть прогноз по темпам роста валового регионального продукта. Они указаны в программе СЭР. С учетом этого у нас есть те объемы инвестиций, которых мы должны достичь. И в связи с этим у нас достаточно жесткие планы на 2014 год. Как мы будем их выполнять – это видно из инвестиционной стратегии, из тех мероприятий, которые мы будут реализованы, - рассказывает Тимур Будаев.

Среди задач, которые сегодня ставятся из федерального центра, – повышение доли инвестиций в объеме валового регионального продукта к 2015 году до 25 процентов, к 2018 – до 27. Цифры достаточно серьезные, и выполнить их будет непросто.

Один из факторов, который может значительно повлиять на реализацию этих планов, – сами инвесторы.

- Мы традиционно сталкиваемся с проблемой, что сегодня инвестор говорит одно, завтра у него планы меняются. И, возможно, у нас будут какие-то коррективы в течение года. Сейчас стратегия заработала, и мы начинаем вести корректировку. Уже к осени мы будем понимать, во что мы вкладываемся, что нам нужно скорректировать, - уверен Тимур Будаев.

Вообще, инвестиционная стратегия – достаточно обобщенный базовый документ, включающий в себя индикаторы и мероприятия, уже заложенные в других госпрограммах.
Здесь следует отметить, что сегодня 90-93 процента бюджета сформировано, именно исходя из различных госпрограмм.

Это связано с изменением принципа формирования бюджета. Теперь он программно-целевой. И в Бурятии сейчас действует 17 госпрограмм, через которые и происходит, собственно, все экономическое развитие республики.

В любом случае огромного потока инвестпроектов со статусом «региональный» в Бурятии, скорее всего, ожидать не стоит. При этом показатели, описанные в инвестиционной стратегии, скорее всего, будут реализовываться с большим упором на те проекты, что уже действуют в республике, и в меньшей степени зависеть от тех, что попадут под новых закон о налоговых льготах.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
Социальные комментарии Cackle
^