21.07.2014
Недавно в одной из республиканских газет, при помощи иностранного туриста, выяснили, что причиной туристической непривлекательности Улан-Удэ является обилие наружной рекламы.
Количество информационного мусора из баннеров на стенах домов, рекламных щитов, расклеек особенно на центральных улицах становится просто неприличным. Между тем, еще месяц назад Госдума приняла поправки в закон о рекламе и об объектах культурного наследия, прямо запрещающий размещение наружной рекламы на этих объектах. Еще раньше, в начале года администрация нашего города анонсировала борьбу с подобным явлением, но о результатах этой борьбы пока говорить не приходится. В Улан-Удэ реклама на исторических зданиях не только имеет место быть, она просто заполонила исторический центр.

История оставила Улан-Удэ не так уж много капитальных сооружений, которые можно причислить к шедеврам архитектурной мысли. Даже просто дружелюбными фасадами столица республики особо не изобилует. Но даже те, что есть, мы умудрились настолько испортить, что здания полностью утратили свой оригинальный внешний вид и походят больше на китайский рынок.

Турист, прогуливающийся по центральным улицам города, легко может узнать, где дешевле купить кроссовки или шубу, какие действуют скидки, и за какое время можно оформить кредит. Но увидеть город ему будет сложно. Рекламными баннерами завешаны не только стены домов, но и окна зданий в историческом центре города. 

А все начиналось так хорошо, администрация города сделала многое для превращения небольшого отрезка улицы Ленина – улан-удэнского Арбата в привлекательное место для прогулок. Здесь много лавочек, хорошо уложенная плиточка, красивые вечерние фонари под старину. Соответствующая атмосфера появилась уже после, сама собой, благодаря уличным музыкантам, художникам и прочим фокусникам. Но все впечатление портят яркие, словно пытающиеся перекричать друг друга и отвлекающие внимание, рекламные щиты и вывески, развешанные даже на фасадах зданий, входящих в список культурного наследия республики и города Улан-Удэ.

Но больше всего обезображены строения, которые формально не входят в список, но логически составляют единый архитектурный ансамбль Арбата. Для наглядности мы закрасили черной краской всю наружную рекламу и яркие вывески. Результат получился впечатляющий - разглядеть архитектуру города сквозь плотный поток информационного шума практически невозможно. 

IMG_9884.JPG

К примеру, здания 33 и 35 по улице Ленина безнадежно испорчены даже не столько рекламой, сколько из-за кардинального изменения фасада. Оригинальное здание на уровне человеческих глаз фактически исчезло, будучи замененным на черный мрамор, желтый металлопрофиль и другие виды облицовки стен обувных, ювелирных магазинов и салонов сотовой связи. 

IMG_9909.JPG

IMG_9915.JPG

Такое издевательство над зданием впору увидеть где-нибудь в районном центре республики, где предприниматели подобным способом стараются скрыть неэстетичность и ветхость оригинального здания. Но это происходит в историческом центре столицы Бурятии, на ее главной улице, являющейся визитной карточкой для туристов.

В городах мира, считающихся центрами туризма или хоть немного претендующих на это звание, подобный пример злостного надругательства над архитектурой центральных улиц найти просто невозможно. Вряд ли мэрия Праги позволит предпринимателям изуродовать фасады старинных зданий новомодными облицовочными камнями или металлопрофилем, с такой же вероятностью власти Рима разрешат предпринимателям завесить Колизей баннерами с объявлениями о скидках в ближайшем магазине и информацией о процентных ставках. Если здесь и появляются дополнительные элементы, то это всегда легковозводимые и также легкоразбираемые вещи. 

Впрочем, даже на улан-удэнском Арбате можно найти примеры того, как все должно быть. Напротив здания ТЦ «Большой», например, располагаются в ряд три дома, 38, 40 и 42, чистые и аккуратные. 

IMG_9907.JPG

На площади Революции ситуация также гораздо лучше, причем, уличные фонари местами даже красивее, чем на Арбате, а скамейки обходятся без рекламных спинок. Вывески здесь хоть и такие же яркие, но фасад остался оригинальным, а окна не закрыты баннерами.

IMG_9863.JPG

Но стоит зазевавшемуся туристу пройти чуть дальше, как он наткнется на Удинский пассаж, чуть ли не полностью завешанный рекламным мусором. Кстати, пассаж стоит как раз напротив маршрута пешеходного тура, анонсированного недавно мэром города и вдоль трамвайной линии. Кстати, сами трамваи – эти урбанистические символы успешного города визуально также представляют не что иное, как огромный рекламный щит на колесах. Понятно, что это все не от хорошей жизни, тем не менее.

IMG_9953.JPG

IMG_0032.JPG

Также не от хорошей жизни республика решила сделать ставку на туристическую отрасль. Именно туристам отведена роль локомотива в экономике Бурятии будущего. Но для этого, с рекламой хотя бы в центре города придется что-то делать. Красивые уличные фонари, плитка и лавочки – все это хорошо и замечательно, но без дружелюбных фасадов на уровне человеческих глаз и выше ее эффект оказывается низведен к нулю. 

Владимир Бадмаев, «Номер один»
Социальные комментарии Cackle
^