23.07.2014 в 10:56

Монополия на полеты

Почему международные рейсы из аэропорта Улан-Удэ закрываются?
A- A+
Международные авиаперевозки в Бурятии сегодня зависли в неопределенности. Многие направления закрыты, и их возобновление сейчас под вопросом. Появление новых – еще более далекая перспектива. Однако переломить эту ситуацию можно, но только победив монополию одного туроператора в Бурятии.

Слишком дешево летаем?

Обедневшая недавно на несколько международных рейсов Бурятия пытается вернуть их обратно. Точнее, не вся Бурятия, а аэропорт «Байкал» вкупе c местными туроператорами. Недавно состоялась встреча представителей аэропорта и турфирм, на которой было решено написать письмо ответственным за исчезновение авиамаршрутов в Анталию, Бангкок и Камран.

А ответственный в данном случае – компания Pegas Touristik. Именно она была заказчиком этих рейсов в прошлом.

- Основным заказчиком всегда является туроператор. В данный момент в Бурятии работает только один туроператор федерального уровня – это Pegas Touristik. Он, в свою очередь, нанимает перевозчика – авиакомпанию. Аэропорт совершает наземное обслуживание этого судна, а местные туроператоры работают уже через Pegas Touristik, продавая турпродукт. И именно Pegas Touristik как заказчик всего этого проекта принял такое неприятное для нас решение о прекращении полетов в этих направлениях, - рассказали нам в службе организации перевозок аэропорта «Байкал».

Главным мотивом туроператора послужил тот факт, что большинство путевок, покупаемых жителями республики, приходится на дешевые туры. Следовательно, оператору, видимо, стало невыгодно работать в Бурятии по этим направлениям, и, в конце концов, они были закрыты.

- Мы пытаемся эту ситуацию переломить. По инициативе аэропорта была проведена встреча с основными туроператорами, работающими здесь. По итогам встречи было решено написать письмо владельцу Pegas Touristik с просьбой о возобновлении рейсов, - сообщила нам служба организации перевозок аэропорта «Байкал».

С кем сравнить?

Как говорят представители нашего аэропорта, с заполняемостью рейсов в Бурятии проблем нет. Самолеты, которые летали в свое время по закрытым сейчас направлениям, были заполнены в среднем на 90 процентов. Однако в минтрансе Бурятии относительно популярности авиаперевозок высказывают более осторожное мнение.

- Все зависит от покупательской способности наших жителей как потенциальных пассажиров. То есть есть спрос - есть предложение. Если объективно посмотреть по физическим объемам, то население Бурятии уступает в разы населению Иркутской области. Даже исходя из чисто математических расчетов, становится понятно, что количество людей, активно пользующихся авиаперевозками, принципиально различается. Плюс не у всех есть потребность совершать авиаперелеты, - считает Юрий Санжанов, председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи минтранса Бурятии.

В аэропорту «Байкал» же предпочитают другие примеры. Как рассказали нам в службе организации перевозок, не все упирается в платежеспособность:

- Мы всегда себя сравниваем с Иркутской областью. Это, конечно, хорошо - сравнивать себя с большим соседом, но давайте посмотрим на Забайкальский край. Вряд ли там платежеспособность намного выше, чем у нас. Но, несмотря на это, международные рейсы там есть.

Таким образом, причина отсутствия у нас прямых рейсов в Бангкок, Анталию и Вьетнам, кроется в другом. А именно – в конкуренции.

Пассажирская миграция

Все-таки, если провести сравнение с Иркутским аэропортом, то, как оказалось, выигрывает он далеко не по всем направлениям. Например, многие иркутяне предпочитают летать в Москву через Улан-Удэ, поскольку цены на московском направлении у нас значительно ниже. Если из Иркутска долететь эконом-классом до Москвы стоит не меньше 18-20 тысяч рублей, то в Улан-Удэ билет стоит около 12 тысяч.

Причина этого – конкуренция между авиакомпаниями. Сегодня из Бурятии в Москву летают три авиакомпании, и конкуренция между собой заставляет из снижать цены на билеты. В Иркутске, судя по всему, ситуация с этим обстоит немного хуже.

Если же взглянуть на международные направления, то здесь обратная ситуация: из Иркутска, как правило, билеты в туристические страны обходятся дешевле. Ведь там несколько крупных федеральных туроператоров и гораздо больше авиакомпаний.

Исключением стал разве что рейс на Сеул. Цену на него уронили за счет снижения стоимости наземного обслуживания. Таким образом, аэропорт «Байкал» приобрел некое конкурентное преимущество.

- Основной индикатор, который сравнивается в аэропортах, – это пассажиропоток. Конечно, аэропорты конкурируют. Но это зависит в первую очередь от расстояния между аэропортами. К примеру, расстояние между нашим аэропортом и Иркутским всего 400 километров. Конечно, есть некоторая миграция, люди могут переехать. Конкуренция же с Читинским аэропортом намного меньше – 800 километров, человек уже, наверное, не поедет, если нет крайней нужды, - рассказывает представитель отдела организации перевозок.

Другими словами, все упирается именно в конкуренцию – между аэропортами, между авиакомпаниями, между туроператорами. С последними у нас дела обстоят, пожалуй, хуже всего. Один федеральный оператор, который, к тому же еще и закрывает рейсы. Но и здесь есть варианты.

Альтернатива «Пегасу»

Сегодня аэропорт, поняв безысходность работы в условиях монополии одного туроператора, решил попробовать максимально увеличить их число в Бурятии. Именно в этом, по словам представителей аэропорта, и кроется секрет открытия новых направлений и снижения цен на авиабилеты.

- Мы понимаем, что нужно не только писать в Pegas Touristik, но и заводить сюда других туроператоров федерального уровня. Это может стать решением данного вопроса. Мы ведем переговоры и запрашиваем информацию у «Анекс Тур», Tez-tour, Coral Travel. Это три основных крупных оператора, которые работают в России и в Восточной Сибири, - рассказали нам в службе организации перевозок.

Вероятность, что кто-то из них все-таки откликнется, все же есть. Даже несмотря на, скажем так, среднюю платежеспособность населения Бурятии. Потому что второй показатель – заполняемость рейсов – у нас на уровне. Если прибавить к этому возможное снижение цен при появлении нового игрока, то популярность заграничного отдыха, скорее всего, возрастет еще больше. А значит, при хорошем стечении обстоятельств, все должны остаться в плюсе. Кроме, конечно, Pegas Touristik, который перестанет быть монополистом и уже не сможет навязывать свои условия.

- Я полностью уверен, что население Бурятии готово к развитию авиаперевозок. Если мы создадим конкурентную среду туроператоров, авиакомпаний, а эта конкурентная среда, в свою очередь, создаст конкурентные цены, тогда это будет интересно жителям Бурятии, пассажирам, туристам. Я уверен, что пассажиропоток будет расти, что туристический поток будет расти, - считает представитель аэропорта «Байкал».

Кроме этого, наш аэропорт сейчас прорабатывает возможность открытия в будущем рейсов в Харбин, Гоа и восстановления рейса на Улан-Батор.

Придут ли сюда новые туроператоры, и потянут ли они за собой новых авиаперевозчиков, сейчас полностью зависит от грамотной политики аэропорта и местных туроператоров. Но если это все же случится, то жителям Бурятии будет гораздо проще съездить зимой, скажем, на море, не потратив при этом целого состояния.

Владимир Пашинюк, «Номер один»

Читайте также

В Бурятии разыскивают пропавшего мужчину
Последний раз его видели пьяным на площади Советов в Улан-Удэ три месяца назад
20.04.2024 в 18:15
В Бурятии расчищают пострадавшую от паводка дорогу
Расчищено уже 1,5 км дороги, работы продолжаются
20.04.2024 в 14:17
Сергей Рыбальченко отработает за пятерых
Экс-замминистра строительства и ЖКХ Бурятии три года будет платить «десятину»
20.04.2024 в 14:00
«Физически тоже надо работать. Тем более, на свежем воздухе»
Глава Бурятии принял участие в общегородском субботнике
20.04.2024 в 13:09
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.