30.07.2014
Тема долгов за коммунальные услуги, в частности за холодное водоснабжение, вновь становится актуальной.
«Байкальские коммунальные системы» констатируют рост задолженности и физических лиц. Население зачастую из-за своего бедственного положения не способно платить за воду. В других случаях налицо просто отсутствие платежной культуры. О сегодняшней ситуации с неплатежами рассказал «Номер один» Алексей Саргаев, начальник отдела по работе с дебиторской задолженностью ООО «Байкальские коммунальные системы».

- Каковы цифры задолженности по платежам от населения?  

- На сегодня сумма составляет порядка 96 миллионов рублей. К сожалению, долг только растет. Причем существенная задолженность у граждан неимущих, которые находятся на грани критической жизненной ситуации. Был случай, когда улан-удэнец накопил долг в 150 тысяч рублей. Всего неблагополучных улан-удэнцев, которые не могут платить по счетам, порядка двух тысяч. Они должны нам сорок миллионов рублей. Остальные же 56 миллионов рублей - на совести порядка семи тысяч рядовых неплательщиков. То есть их доходы позволяют платить, но они этого не хотят делать. 

- Какие меры предпринимаются, дабы решить эту непростую проблему?

- Существует ряд мер. Начнем с того, что по частному сектору мы регулярно проводим рейды. В случае незаконной врезки в нашу сеть или образовавшейся задолженности на месте мы производим отключение путем банального отпиливания трубы. Тогда уже абоненту, кроме погашения задолженности, приходится платить за восстановление трубы. Жителям же, которые подключились незаконно, выставляется штраф порядка 43 тысяч рублей. 

 Кроме того, мы регулярно проводим рейды и по многоквартирным домам - плотно работаем в части наложения запретов. Если долг довольно большой, мы можем наложить запрет на продажу квартиры. С начала 2014 года мы запретили продажи уже пятисот квартир. Вместе с тем, ежемесячно около десяти квартир продается без погашения долга. В этом случае мы объявляем граждан в розыск. С января этот «черный список» пополнили около сорока должников.

Еще во время рейдов в отдельных случаях мы производим изъятие имущества и вывозим на склад. Должнику дается период от десяти дней до месяца для оплаты и возврата изъятого. После чего мы передаем все в комиссионные магазины для дальнейшей реализации и погашения долга. Также, совместно со службой судебных приставов, мы проводим рейды в аэропорту и так называемые «дорожные рейды». Отмечу, что каждый месяц мы подаем в суд порядка 600 исковых заявлений на должников.

- Самое страшное для должника - это потерять недвижимость. Вы используете такие методы работы?

- Да, для этого мы обмениваемся данными с Росреестром, узнаем, какие объекты недвижимости есть у должника. Ведь бывает, что счетов в банке нет, но зато есть земельный участок или еще какая-то квартира. Нам дают список имущества и мы, как я уже говорил, запрещаем его продажу. Но также мы можем изъять квартиру, если в собственности их две. Кроме того, у нас есть право арестовать банковский счет. Многие страдают и по ипотечным кредитам: деньги в итоге идут не на кредит, а приставу, в счет погашения коммунальных услуг. Некоторые просто не в состоянии оплачивать за благоустроенное жилье, тогда им приходится уходить на сопровождение к коллекторским агентствам, переселяться в частный сектор. Туда, где оплата меньше, а с продажи квартиры гасится задолженность.

- В самом начале разговора Вы отметили, что основные злостные неплательщики - граждане необеспеченные. Есть ли у них хоть какая-то возможность погасить задолженность и обойтись без коллекторских агентств?

- Разумеется, такая возможность есть. Горожане могут закрыть долги постепенно, в рассрочку. Что касается негативных санкций, то мы их снимаем уже по истечении нескольких месяцев с момента заключения соглашения между должником и «БКС» о рассрочке задолженности.

- Расскажите несколько подробнее. Что для этого нужно? Какие-то документы? И сколько времени вы даете на оплату?

- На самом деле все очень просто. Документов никаких не нужно, поскольку у нас есть вся база. Нужно лишь присутствие самого неплательщика, договор мы заключаем буквально в течение 15 минут. Что касается времени, то здесь все зависит от конкретного случая. Мы составляем индивидуальный график. Бывает, приходят люди, у которых совсем сложная жизненная ситуация, тогда мы можем составить план погашения даже на три года. 

Кстати, хочется отметить добросовестность наших граждан. 95 процентов из тех, что приходят за договором, впоследствии действительно исправно гасят задолженность. Порой некоторые задерживают, но в итоге все равно стараются все выплатить. С начала этого года о рассрочке с нами договорилось 332 человека, в прошлом году - 580.

- Кроме финансовых трудностей населения, что еще влияет на рост задолженности населения?

- На данный момент мы проводим социологический опрос, который как раз и даст ответы на вопросы, отчего зависит задолженность: от социального ли положения, от свободного времени или способа оплаты и так далее. В опросе уже приняло участие около трехсот человек. Любой желающий заполняет анкету в клиентском зале, после чего мы систематизируем результаты. Но уже сейчас можно сделать главный вывод – у нас отсутствует сама культура платежей. Для многих абсолютно нормально заплатить раз в квартал, раз в полгода.

- Вернемся к вопросу о сумме задолженности. С начала года она возросла. Были ли какие-то промежутки времени, когда она все-таки снижалась?

- Да, к примеру, летом прошлого года, когда мы начали активно применять систему ЛОК - локального ограничения канализации. Такие меры, конечно, подействовали, и многие оплатили задолженность. За один-два месяца сумма снизилась на два миллиона. В связи с этим хотелось бы обратиться с просьбой к потребителям оплачивать своевременно и отметить, что средства вкладываются в предприятие, в ремонт, они идут на поддержание всего коммунального хозяйства. Неоплата граждан в дальнейшем сказывается на водоснабжении их же самих.

- Думаете, ситуацию можно изменить?

- Мы ведем работу и надеемся, что в будущем хотя бы более благополучные граждане начнут платить за услуги своевременно и не будут накапливать большие суммы задолженности. 

Артем Самсонов, «Номер один»
Социальные комментарии Cackle
^