13.08.2014
Небо над Улан-Удэ «взорвали» истребители и «Дискотека Авария»
Празднование юбилея авиазавода привлекло внимание десятков тысяч горожан. Масштабное шоу посетило 60 тысяч человек. Между тем, сам завод сегодня заслужил статус флагмана экономики Бурятии. Производственные показатели завода-гиганта бьют рекорды, но останавливаться на достигнутом авиазавод не собирается – впереди новые высоты.

Высший пилотаж в небе Бурятии

Такого наплыва людей, похоже, не ожидали ни организаторы праздника, ни местные власти и службы. Машины выстраивались в огромные пробки, а количество людей на аэродроме авиазавода, где и происходило празднество, достигло 60 тысяч человек.

С оборудованной на аэродроме сцены людей поздравляли первые лица Бурятии и Улан-Удэ, вместе с руководством завода, холдинга «Вертолеты России», Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и департамента «Рособоронэкспорта».

Отдельные места около сцены были установлены для ветеранов завода. Именно к ним обращались многие выступающие политики и общественные деятели.

- Мы преклоняемся перед ветеранами, которые в трудные годы не ушли с производства, отдали все, для того чтобы сегодня авиационный завод был в числе передовых предприятий Российской Федерации, - поздравлял спикер Народного Хурала Матвей Гершевич.

После выступления официальных лиц десятки тысяч улан-удэнцев увидели выступление сначала пилота авиазавода, демонстрировавшего возможности нового вертолета, производимого здесь же - Ми-8АМТ. Кроме этого, зрители смогли наблюдать выступления парашютистов и десантников.

Но главным событием, впечатлившим горожан и заводчан, стали показательные выступления легендарных «Русских витязей» - группы высшего пилотажа, обладателей ряда мировых рекордов. Это единственная подобного рода команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель».

Более получаса зрители наблюдали фигуры высшего пилотажа, такие как «бочка» и «мертвая петля». Все это действо комментировали ведущие, рассказывая о пилотах и о том, на что способны наши летчики и наши машины.

Завершился праздник концертной программой, в которой, помимо артистов республики, выступали и приглашенные гости, такие как группа «Дискотека Авария». Ну и, конечно, организаторы не могли не порадовать зрителей салютом.

Между тем, празднование юбилея не ограничилось одним днем. Перед основными мероприятиями проходили вечера-награждения, развлекательные программы для работников завода, а также День открытых дверей.
Его, по словам организаторов, посетило более 15 тысяч человек. В рамках Дня открытых дверей состоялась развлекательная программа для детей на предзаводской площади и экскурсии по предприятию.

Серьезные перспективы

Улан-Удэнский авиазавод подошел к своей 75-летней дате с впечатляющими показателями. Пожалуй, в республике нет другого предприятия, от которого так сильно бы зависела экономика республики.

Более пяти миллиардов рублей налогов за прошлый год, более 36 миллиардов годового оборота, семь миллиардов рублей чистой прибыли – этими цифрами Улан-Удэнский авиазавод ярко подтверждает статус флагмана экономики республики.

Сегодняшняя ситуация на УУАЗ весьма многообещающая: на заводе трудятся шесть с половиной тысяч человек, средняя зарплата которых находится в районе 35 тысяч рублей. 

- Авиазавод крепко стоит на ногах. Я разговаривал с директором завода – это наш депутат Леонид Яковлевич Белых. Он сказал, что, по планам, к 2020 году 20 процентов вертолетов мира будет выпускаться на предприятиях российского холдинга. А продажа вертолетов и услуг увеличится в два раза, - рассказал Матвей Гершевич.

Сегодня авиазавод по многим параметрам обходит своих конкурентов. По словам главы республики, Министерство обороны масштабно сотрудничает именно с нашим заводом. Только в этом году 60 вертолетов будет отправлено Минобороны.

Накануне юбилея и во время его празднования авиазавод посетил ряд высокопоставленных лиц. Каждому из них показали возможности завода, и каждый остался доволен увиденным.

- Это и заместитель председателя правительства – Дмитрий Рогозин, который впервые посетил наш завод. Когда он увидел, что мы можем делать и какая у нас история, он принял решение, чем еще нас загрузить. На следующий день нас посетил генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов, который также осмотрел наш завод. Он отметил, что это один из лучших заводов не только в Бурятии, но и в России, - рассказывает директор завода Леонид Белых.

Кроме этого, завод посетил и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. Именно с ним и с Сергеем Чемезовым руководством завода и республики обсуждались перспективы.

- Говорилось о среднем скоростном вертолете, о малом вертолете, который будет выполнять роль воздушного такси. Также говорилось о том, что подписано соглашение с Китайской Народной Республикой о совместном выпуске вертолета грузоподъемностью 26 тонн. Говорилось, что, поскольку мы находимся ближе всех, то надо именно наш завод сделать партнером Китая, - рассказал глава республики Вячеслав Наговицын.

Санкционные угрозы

Несмотря на весь позитив и перспективы, которые были озвучены в рамках празднования 75-летия завода, есть и проблемные моменты, которые несколько настораживают общественность.

Ситуация на Украине, как уже неоднократно писали республиканские СМИ, может напрямую отразиться на Улан-Удэнском авиазаводе. Ведь некоторые весьма важные комплектующие, а точнее двигатели, для наших вертолетов поставляются оттуда.

Украинские власти все чаще пугают наложением ограничений на экспорт подобной продукции, что может больно ударить по российскому производству. Впрочем, есть мнение, что такие санкции гораздо больней ударят по украинской экономике.

На праздновании юбилея авиазавода такие слухи были частично опровергнуты. Здесь присутствовали представители тех самых украинских компаний, которые заявили о том, что никто поставки ограничивать не собирается. Они готовы продолжать сотрудничество, причем и в более интенсивном режиме.

- Сегодня приехала большая украинская делегация. Их приезд – это подтверждение того, что они не намерены закрывать рынок. Будут торговать. И они заверили, что будут отправлять двигатели даже с перевыполнением плана. Это тоже хороший знак, - заявил Матвей Гершевич.

Но совсем исключить такую угрозу нельзя, поэтому руководством страны, республики, холдинга и завода обсуждаются альтернативные меры, которые позволят снизить зависимость Улан-Удэнского авиазавода от украинских комплектующих.

- Мы находимся в некой зоне риска. Должны быть другие виды продукции с другой системой кооперации, которые позволили бы принять на себя производственную нагрузку. Их должно быть два, три, может быть четыре наименования, - говорит Вячеслав Наговицын.

Именно поэтому и обсуждалось производство новых скоростных вертолетов и малых вертолетов, а также сотрудничество с Китаем. Эти альтернативные продукты могут послужить своего рода подушкой безопасности в случае введения более жестких санкций со стороны украинских властей.

В общем же, предприятие, которое можно смело назвать локомотивом республиканской экономики, имеет серьезные перспективы дальнейшего развития. Многие подобные заводы России не выдерживают конкуренции, а на наш завод заказчики все чаще обращают внимание.

Предприятие, преодолевшее и более сложные времена, сегодня твердо стоит на ногах, и переживать за его будущее не приходится.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
Социальные комментарии Cackle
^