27.08.2014
В последнее время проблемы, связанные с земельной политикой в Улан-Удэ, все чаще выходят на первый план. Существует ряд вопросов, которые сегодня будоражат общественность и заставляют госструктуры спорить о способах их решения. Однако есть и настоящие прорывы – как уже свершившиеся, так и еще предстоящие. О том, как и куда будет двигаться земельная политика города в ближайшее время, нам рассказала Анастасия Кузовлева, председатель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Улан-Удэ
- В последнее время много говорится о конфликте администрации Улан-Удэ и Росреестра по поводу земель Левобережья. На какой стадии сейчас решение этого вопроса и найден ли компромисс?

- Конфликта между администрацией и Росреестром здесь и быть не должно. И мы, и Минимущество, и Росреестр призваны решать проблемы граждан. Поэтому сейчас наша общая задача – найти компромиссное решение. В этих целях уже неоднократно проводились совещания и в Минимуществе, и у главного федерального инспектора Александра Владимировича Клочихина.

Задача главой Бурятии поставлена – найти законный путь. Я уверена, что ни в коем случае мы не спустим это на тормозах, и этот процесс доведем до конца.

Детальный анализ законодательства позволяет утверждать, что создание СНТ на территории Левого берега - это единственно возможный путь. Потому что эта территория никогда не предусматривала жилищного строительства. Ее специально определили как сельскохозяйственную зону. И поэтому сейчас ссылаться на отсутствие фонда перераспределения земель как на основание для отказа в регистрации - это даже в какой-то степени надуманно.

То, что жители Левобережья обратились в суд, – это, во-первых, право жителей. Во-вторых, это тоже один из вариантов решения проблемы. Но это не значит, что мы сидим и ждем судебного решения. Мы пытаемся обменом информацией, обсуждениями со всеми заинтересованными лицами, приведением соответствующей документации решить этот вопрос.

Я думаю, компромисс в любом случае будет найден, по-другому и быть не должно. Мы с себя, конечно, не снимаем ответственности. Если есть какие-то иные пути для достижения этого компромисса, мы обязательно ими воспользуемся.

Наша позиция по этому вопросу – не ждать и не откладывать решение вопроса, ссылаясь на изменение нормативно-правовой базы. Вопрос нужно решать здесь и сейчас, и мы в ежедневном режиме этим занимаемся.

- С 1 марта будущего года вступает в силу федеральный закон, который вносит изменения в Земельный кодекс РФ и в ряд законодательных актов, касающихся землепользования. Как он повлияет на решение земельных вопросов в городе?

- Этот закон достаточно сложный и объемный. Более чем в 20 нормативно-правовых актов вносятся изменения, помимо Земельного и Градостроительного кодекса. Но в целом при первом приближении сама идея и концепция закона очень правильные.

Нынешнее земельное законодательство достаточно противоречивое. Но мы на уровне органов местного самоуправления, принимая положение о порядке распоряжения имуществом еще в 2008 году и постоянно его корректируя, практически приблизились к тому, что сейчас закреплено на федеральном уровне. Отрадно понимать, что мы оказались на шаг впереди.

Очень много новшеств в законе, которые мы воспринимаем как положительные меры. Во-первых, сама идея распределения земельных участков, находящихся в публичной собственности, заимствована из западных стран, и это видно. В частную собственность должны предоставляться земельные участки, которые не нужны для осуществления нужд муниципального образования, не нужны для строительства социальных объектов, а в коммерческий оборот должны вовлекаться земли с учетом необходимости обеспечения льготных категорий граждан.

Кроме этого, ряд изменений коснется размещения нестационарных объектов. Упрощается процедура предоставления земли под торговые павильоны и киоски, потому что сейчас речь будет идти не об отводе земельного участка, а о предоставлении места. Мы также удовлетворены этим нововведением, поскольку сокращаются расходы на формирование участков, обеспечивается возможность предоставления права установки таких объектов с соблюдением принципов конкуренции.

Кардинально меняется подход к долгостроям. Мы в этом направлении уже работаем, проводя ревизию земель, предоставленных под строительство. Теперь, если земельный участок предоставлен в аренду под строительство, и в течение срока аренды мероприятия по завершению строительства не произведены, орган местного самоуправления будет вправе изъять этот участок, а имеющуюся постройку реализовать с выплатой застройщику ее стоимости.

- Насколько актуальна сейчас проблема нехватки земли в Улан-Удэ для реализации социальных проектов, и каковы пути ее решения?

- Мы неоднократно озвучивали эту проблему. Проблема нехватки земель для реализации социальных проектов, для обеспечения льготных категорий граждан остается. Главная причина этого – значительные площади земельных участков, отведенных под ДНТ, а также предоставленных по актам выбора без учета градостроительной документации.

Сегодня мы по поручению главы Бурятии провели инвентаризацию всех отводов под ДНТ. И есть такие ситуации, когда землю начинали оформлять, ставили на кадастровый учет, но договор аренды не заключали. Сейчас оснований для предоставления таких участков не будет, мы будем снимать их с учета и рассматривать как свободные участки.

Кроме того, мы сегодня ужесточили и поставили на четкий контроль все договоры аренды – здесь речь идет в основном о строительстве. У нас процедура предоставления земли по акту выбора создала массу негативных результатов. Во-первых, это проблема точечных застроек. Во-вторых, это проблема неосвоенных земель. Ведь много договоров аренды ранее продлялось без учета освоения. Есть земельные участки, находящиеся в аренде по пять и более лет, которые не освоены. Сейчас ведется очень жесткая работа по расторжению таких договоров. 

Еще один из рычагов решения проблемы – это развитие застроенных территорий. Речь идет о строительстве в рамках расселения жителей аварийного и ветхого жилья. Сегодня сформированы 16 перспективных площадок на территории города, на территории которых расположены аварийные и ветхие дома. Развитие этих территорий также позволит решать проблему нехватки земель.

- Менее чем за два года мэрии удалось решить проблему разбазаривания городских земель, то есть прекращения выдачи земель по акту выбора. Каким образом это произошло, и какова земельная политика на ближайшую перспективу?

- Ко всему, естественно, требуется добрая воля и подготовка соответствующей нормативно-правовой базы, что мы и сделали. Мы приняли важное политическое решение, подготовили всю нормативную базу, прошли все уровни согласования.

Мы не только устранили процедуру актов выбора, но в то же время предусмотрели исключения из правил для объектов инфраструктуры. Таким образом, мы не создаем какие-то препоны для развития города. Строительство объектов электро-, тепло-, водоснабжения, ливневых канализаций – мы понимаем, что это нужно. Мы также сохранили возможность получения земли по актам выбора для строительства в рамках муниципально-частного партнерства, инвестиционных соглашений.

Самое главное здесь то, что за последние полгода у нас доходы от продажи и аренды земельных участков в три раза превышают годовые планы, хотя обороты и темпы пока невысоки. Приятно осознавать, что добросовестный бизнес и добросовестные предприниматели сегодня абсолютно адекватно относятся к этой ситуации, с готовностью участвуют в торгах и приобретают земельные участки.

Конечно, есть и те, кто пытается представить эту ситуацию в негативном свете. Я думаю, что принятый закон, который вступает в силу с марта будущего года, подтверждает правильность наших действий и ставит точку в этом вопросе.

- Каковы главные направления работы КУИ сегодня и каких результатов планирует добиться комитет в ближайшее время и в перспективе?

- Наши основные задачи сейчас – это, во-первых, адаптировать нормативную базу города под изменяющееся законодательство. Одним из направлений является завершение разграничения государственной собственности и вовлечения участков в хозяйственный оборот. То есть земель, не охваченных земельным налогом либо арендной платой, быть не должно. Земля должны приносить либо доход, либо социальную пользу.
Перед нами стоят задачи участия в выполнении социальных государственных программ, в т.ч. по обеспечению землей льготных категорий граждан. И здесь мы работаем не только над формированием площадок для льготников, но и поиском новых путей решения проблемы.

Также мы ставим целью повышение доходов муниципального бюджета, ведь комитет сегодня определяет значительную часть неналогового потока доходов в бюджет. Кроме того, мы работаем над созданием условий для жилищного строительства и объектов социальной сферы. Развитие застроенных территорий, комплексное освоение – все это сегодня является нашими основными задачами.

В решении проблемы самовольного строительства сегодня есть серьезный прогресс, в рамках изменений республиканского закона идет процесс оформления земли, на которой построены жилые дома до 1990 г. Сейчас обработано порядка 200 заявлений – это люди, которые долгие годы не могли оформить свои земельные участки. И это только первая часть пути.

Наш комитет оказывает муниципальные услуги. И потому мы постоянно работаем над тем, чтобы услуги оказывались добросовестно, вовремя и в качественном формате. Поэтому одной из задач является повышение правовой грамотности, правовой культуры работников комитета. Ведь работа с людьми – это основа нашей деятельности.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
Социальные комментарии Cackle
^