27.08.2014
Добиваться уменьшения коммунальных платежей жильцы должны сами
Калашникова, 8 - обычная типовая городская многоэтажка, где живут самые разные люди. У каждого своя жизнь, свой уровень дохода и социальный статус, свои моральные принципы. Однако с тех пор как здесь установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, появились и общие для всех проблемы. Ежемесячно получая дополнительные счета на оплату электроэнергии, жители поняли, что их кто-то водит за нос. После небольшого внутреннего расследования пришли к выводу, что враги – среди самих жителей.

В то время как большинство граждан ежемесячно добросовестно оплачивают все коммунальные услуги, какая-то часть жильцов живет без счетчиков или, нелегально подключившись к общему кабелю, «пожирает» свет, проведя его к своим гаражам. Недостающую разницу, как водится, распределяют между всеми жителями дома, которые почему-то должны платить и за себя, и за «того дядю». На недобросовестных плательщиков тут же объявили что-то типа облавы. 

Расследование пенсионера 

Реформы в сфере ЖКХ особенно неожиданно и очень больно бьют по кошелькам и нервам самых социально незащищенных слоев населения – пенсионеров. Жительница дома № 8 по улице Калашникова Валентина Васильевна Новолодская ежемесячно первым делом из своей грошовой пенсии идет и оплачивает все счета по квартире. Увидев своя имя в списке должников по оплате за свет, да еще и с суммой долга более чем в тысячу рублей, Валентина Васильевна была очень удивлена и первым делом отправилась за ответом в «Энергосбыт Бурятии». Там пенсионерке доходчиво объяснили, откуда взялись дополнительные долги за свет. 

- Мне сказали, что на дом отпускается определенное количество электроэнергии, которую потребляют все жильцы. Затем в конце месяца то, сколько люди заплатили по своим счетчикам, вычитается из общего показания, а остальное распределяется между жителями пропорционально площади. Но те дополнительные немалые суммы, которые мы платим, вряд ли могли образоваться только лишь из-за лампочки в подъезде, понятно, что все дело в обычном воровстве! – уверена Валентина Васильевна. 

Вместе с другими соседями пенсионерка взялась за расследование дела под названием «За кого я плачу?». Соседи начали выяснять, у кого из жителей нет индивидуального счетчика по электроэнергии, сколько в какой квартире людей прописано, а сколько живет по факту, законно или нет подключены гаражи к свету и так далее. И очень скоро появились первые результаты. 

- У нас в подъезде двое собственников счетчиков не имеют. В трехкомнатной квартире нет счетчика уже 10 лет, зато есть полы с подогревом, самая разная техника, компьютеры и прочее, лампочка горит круглосуточно. Есть у них выгода жить без счетчика и платить лишь по нормативу? Конечно! Но когда они воровала у государства, это было их личное дело, а теперь это касается всех нас, - возмущается Валентина Васильевна. – Почему я, пенсионерка, плачу за свет в полном объеме, хотя даже на лекарства не всегда средств хватает, а кто-то живет за счет других жильцов? 

Никто ничего не знает 

Для решения проблемы жители первым делом создали совет дома. Было собрано 86 % подписей за создание такого общественного органа управления. Недавно избранный председатель совета дома Галина Хальбаева написала обращения и жалобы в управляющую организацию, в администрацию Октябрьского района. В планах обращение в «Энергосбыт Бурятии».

- Мы хотим собрать все показания индивидуальных счетчиков, вычесть эту сумму из показаний общедомового прибора и понять, сколько все-таки мы платим за общедомовые нужды, - говорит Галина Хальбаева. 

Жители дома хотят, чтобы в их доме была проведена проверка, и чтобы каждого недобросовестного плательщика призвали к ответу. Также нужно проверить, нет ли нелегальных подключений к общей сети гаражей. Однако в управляющей организации помочь создать специальную комиссию отказались. Вопрос повис в воздухе. 

- Не в нашей компетенции этим заниматься. Жители платят за свет не нам, а в «Энергосбыт Бурятии». Если бы они платили нам, тогда мы были бы заинтересованы куда-то ходить, что-то проверять, - заявила корреспонденту инженер ООО «Импост» Людмила Карпова. 
Интересно, что исполняющий обязанности главного инженера того же ООО «Импост» Сергей Ламуев дал кардинально другой комментарий:
- Заявление приняли. В те квартиры, о которых идет речь, мы направим главного инженера и электрика, они составят акт. Жителю, у которого нет счетчика, будет выдано предписание, и он обязан будет его исполнить в определенный срок. Если этого не произойдет, то мы даем сигнал в «Энергосбыт Бурятии», и в судебном порядке этот вопрос решится. Мы проследить за каждой квартирой не в силах, но если есть сигнал, то мы, конечно, поможем, - говорит Сергей Ламуев. 

Как мы видим, даже среди сотрудников одной и той же управляющей организации нет единого мнения по поводу того, кто должен проводить поквартирную проверку, мало кто знает, и каким образом она вообще должна проводиться. А ведь проблема с коммунальными поборами по ул. Калашникова - всего лишь одна из тысяч аналогичных по Бурятии. Так все-таки как все должно быть на самом деле? 

Сам себе помощник

Руководитель регионального центра «Общественный контроль в сфере ЖКХ» Раиса Санжицыренова подтверждает: управляющая организация может помочь в создании комиссии, но делать это она вовсе не обязана. 

- На сегодняшний день в Бурятии складывается такая ситуация, что управляющие организации (за редким исключением) предоставляют только жилищные услуги. Коммунальные услуги предоставляют ресурсоснабжающие организации. Поэтому «управляшки» отвечают только за содержание общедомового имущества, содержание общедомового счетчика, но в эти показания она влезать не имеет права, это полномочия поставщика ресурсов, в данном случае «Энергосбыта», - говорит Раиса Санжицыренова. 

Однако и ресурсоснабжающие организации редко когда идут навстречу жителям, в свою очередь перенаправляя людей обратно в управляющую организацию. Таким образом, создание специальной комиссии, которая осуществит проверку квартир, - это забота исключительно самих жильцов. 

Как объясняет Раиса Константиновна, в составе комиссии должны быть: представители собственников (в лице председателя правления совета дома либо просто из числа наиболее уважаемых жителей), представитель управляющей организации, представитель администрации города, представитель ресурсоснабжающей организации, представитель жилищной инспекции. Также, для того чтобы члены комиссии имели право входить во владения частной собственности, нужен представитель правоохранительных органов. Например, участковый. При этом всех нужно оповестить заранее и выбрать такое время, когда все жители наверняка находились бы дома. 
- Я бы советовала такой представительной комиссии осуществить проверку сразу всех квартир, чтобы не было потом волны протестов, войн среди соседей, - замечает Раиса Санжицыренова. 

По словам эксперта в сфере ЖКХ, предписания такой комиссии собственник выполнить обязан. Тем более что такая мера, как установка индивидуального прибора учета, – теперь требование федерального закона. 

«Пора пустить волну»

Бывают случаи, когда бороться с общедомовым грабежом некому, и какая-нибудь одинокая пенсионерка вряд ли сможет организовать столь представительную комиссию и проверку. Тогда есть путь покороче – попробовать сначала обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию. 
- Надо написать в жалобе, что согласно федеральному закону все квартиры должны быть оснащены индивидуальными приборами учета. Но у нас есть такие-то жители (назвать адрес и имена), которые нарушают этот закон, поэтому просим разобраться, - советует Раиса Константиновна. 

Как рассказывает эксперт, в тех домах, где все необходимые проверки сделаны и порядок наведен, оплата за общедомовые нужды составляет всего несколько рублей. Однако многие люди живут по старым правилам, ожидая, что кто-то другой за них наведет порядок и решит все проблемы. Но суммы поборов только растут, а желающих помочь гражданам больше не становится. 

- Самое главное сейчас - «пустить волну». То есть объяснить, что мы давно живем в обществе, где все возложено на плечи самих собственников. Это называется самоорганизация. Создаются советы дома, люди объединяются. Но все идет очень трудно, потому что жители до сих пор уверены, что кто-то другой за них все решит. А пока народ раскачивается, кто-то прикрывается добросовестными плательщиками и попросту их грабит. Этих людей пора привести в чувства - нельзя нарушать права других собственников, - подытоживает Раиса Санжицыренова. 

В школе жилищного просвещения помогут советом, объяснят, с чего начать и как быть, если вы тоже оказались в такой непростой ситуации.

Тел.: 455-366, 455-362.

Василиса Шишкина, «Номер один»
^