15.10.2014
Новая продуктовая сеть, зашедшая в Улан-Удэ, перевернула представления горожан о торговле. Предложена схема, при которой вы терпите унижения в обмен на низкие цены. Драка за тележки, часовые очереди, давка, отсутствие сервиса, товар прямо из коробок, отсутствие ценников – видимо, у нас открылся новый невиданный доселе аттракцион шопинга.
Безумный шопинг в «Светофоре»

«Светофор» идет по стране, как саранча. В разных регионах страны регистрируются ООО с неприхотливыми названиями «Торгсервис-3», «Торгсерис-5», «Торгсервис-38», «Торгсервис-75» и так далее. В учредителях только два человека – некие Константин Пивсаев и Рустам Килижеков. Это и есть «Светофоры». В городах открываются продуктовые магазины, и дальше начинается светопреставление. Вот что пишут покупатели в социальных сетях:

 - Бардак полный в магазине, ничего не понять, телег не найти, все толкаются, выбор печален, но все же цены пониже... Ни чая, ни молока не нашла... В кассу минут 40 простояли, - жалуется одна из посетительниц «Светофора». 

И это еще весьма мягкий отзыв.

-- Заехали сегодня на Сахьянова. Ассортимент оставляет желать. Вообще не понимала, что откуда брать, надо внутрь коробок заглядывать, вытаскивать содержимое. Холодильное отделение пустое, ценников на половине товаров нет, очереди на кассе ого-го. Расчет только за наличку, - пишет другая покупательница.

Кстати, в соседней Иркутской области такие же магазины называют не иначе как «гетто». 

- Организации никакой! Непонятно, где, кто, за кем и как попасть в зал для покупок. Драки между покупателями за тележки! Ругань в очереди к кассе! Время от времени очередь мигрирует, то одна, то уже их несколько. Основная часть людей как стадо баранов, быдло, и это не ругательство, а констатация атмосферы, царящей в магазине, который и язык то не поворачивается назвать «магазином». Гетто! – возмущались этим летом жители города Усть-Кут Иркутской области, тоже посетившие «Светофор».

Тем не менее клиентов в магазине немало. Ларчик открывается просто – все дело в ценах. Позиционирует себя «Светофор» как сеть дискаунтеров на продовольственном рынке. И, как следствие, – очень низкие цены, которые до сего времени не решались предложить другие сетевики. И здесь все вроде бы честно – цены действительно низкие, иногда даже слишком.

Конюшня, склад или магазин?

Впрочем, время от времени проскальзывают и предположения, что «Светофор» ругают конкуренты. Хотя суть сказанного от этого не меняется. Все минусы этого магазина можно проверить, просто заглянув туда ради любопытства. Желательно не в час пик, дабы не простоять 40 минут в очереди в торговый зал и еще столько же в кассы.

Мы все уже привыкли к тому, что в наших супермаркетах все красиво и относительно чисто, что везде снуют люди в униформе, охранники с рациями, фасовщики, менеджеры и так далее. Везде приемлемый интерьер, и товар разложен по всем законам мерчендайзинга. Есть камеры наблюдения, освещение витрин, да и сами, собственно, витрины.

В «Светофоре» ничего этого нет. Это похоже на вызов здравому смыслу и прежним правилам бизнеса. Чтобы снизить цены, руководство «Светофора» полностью отказалось от всех дополнительных расходов. Никакого ремонта, никаких камер, ни полок, ни витрин, ни многочисленной охраны. Нет даже униформы у сотрудников. Здесь сэкономили на всем. По сути, помещение больше похоже на склад, чем на магазин. Всюду коробки с продуктами, выброшенные грузчиками в произвольном порядке, где придется.

Все это лежит на бетонном полу, который мыть в принципе проблематично. Хотя, судя по всему, и подметают его не часто – экономия. Местами на полу лежат вскрытые продукты, которые, видимо, кто-то употребил прямо в зале. При таком количестве народа, отсутствии камер наблюдения и минимальной охране сделать это не так сложно.

Ценники есть далеко не везде, а если и есть, то не факт, что в коробке именно то, о чем в нем написано. Под «ценниками» стоит понимать потрепанные листы формата А4, которые лежат поверх коробок, а иногда попросту валяются под ногами.

В конце зала – ряд из пустых холодильников, на которых изнутри на стеклах повисла влага, а снаружи – толстый слой пыли. Впрочем, холодильники пустуют не все – в одном из них все-таки нашлись промерзшие пакетированные наборы овощей.

Чуть дальше – огромная холодильная камера, где можно выбирать себе мясную и молочную продукцию. Правда, надолго там задерживаться опасно. По крайней мере, пока не наступила зима, и все не оделись в теплые зимние куртки, шапки и сапоги. Есть риск простудиться. Добавить сюда огромную толпу народа, и получится совсем не радостная картина. Шоппинг в удовольствие – это не про «Светофор». Наверное поэтому в соседней Иркутской области такие магазины покупатели называют «конюшня» или «бомжатник». 

Налоговый казус

Формат магазина резко противоречит многим правилам – санитарным, налоговым, торговым. Отсутствие ценников – нарушение, грязь в торговом помещении – нарушение, да и коробки с продуктами на бетонном полу, и температура в холодильной камере, по которой ходят посетители – все это вызывает шок.

Впрочем, надзорные органы заходить сюда с проверками не торопятся. И на то есть законные причины.

- Открытие такого рода объектов носит уведомительный характер. То есть сам предприниматель должен уведомить нас о своем открытии. Мы его просто регистрируем, и если на него нет жалоб, мы его проверим только через три года, - рассказала нам Ксения Кушнарева, пресс-секретарь Роспотребнадзора по Бурятии. - Они нас о своем открытии уведомили. Жалоб на них пока не было, поэтому с их стороны никаких поводов для проверки не было. 

Таким образом, пока жители изливают свое возмущение на просторах Интернета, вместо того, чтобы заявить в соответствующие органы, «Светофор» и дальше будет продолжать работать в том же режиме.

Кроме перечисленного, есть и ряд других странностей. Например, выдаваемые здесь чеки. На них почему-то отсутствует наименование организации. А ведь это обязательное условие оформления кассового чека.

Зато на чеке есть ИНН организации. И принадлежит он компании ООО «Торгсервис 75», которое зарегистрировано в Забайкальском крае. То есть предприятие не зарегистрировано в Бурятии. Все налоги, которые платят собственники «Светофора», получается, уходят в Забайкальский край. Вместе с деньгами покупателей, которые давятся за дешевизной.

- Светофор - красноярская или какая-то там иркутская компания и, соответственно, сейчас нагло и безбожно вывозит наличку из нашего региона в соседний! Люди, че вы разводитесь на замануху соседей, сервис безобразный, да цена низкая, но через пару месяцев они поднимут. Ниже себестоимости торговать можно 2-3 месяца, лишь бы захватить долю местного рынка. Маркетинг правит мозг(ам)и людей, - возмущается еще один житель Бурятии в Интернете.

Сколько продлится это безумие низких цен, сказать трудно. Но демпинговать вечно нельзя, а значит, щедрость нового магазина скоро закончится. Да и надзорные органы, так или иначе, зайдут сюда с проверками. А выдержать их при нынешнем формате у «Светофора» вряд ли получится.

Владимир Пашинюк, «Номер один»

Социальные комментарии Cackle
^