22.10.2014
На приборостроительном заводе намечены испытания первых комплектующих для авиазавода, произведенных в рамках программы импортозамещения. Однако говорить о том, что эта программа становится «локомотивом» экономики Бурятии, не приходится
«Приборка» – вместо Украины? 

Сегодня в Бурятии появляются первые плоды программы импортозамещения, объявленной этим летом. Плоды, правда, не таки масштабные, как их расписывали чиновники федерального и местного уровня. Тем не менее они есть, а это уже что-то.

Недавно Сергей Соляник, генеральный директор Улан-Удэнского приборостроительного объединения, сообщил, что в конце года начнутся испытания некоторых комплектующих для нашего авиазавода. Речь идет о двигательных установках, приспособлениях для управления стрельбой, счетчиках боеприпасов. Причем все это производство, по словам руководства «приборки», было запущено на собственные деньги предприятия.

- За освоение данного производства мы взялись в этом году, без какого-либо финансирования, какой-либо программы, за свой счет, - заявил Сергей Соляник на круглом столе в рамках подготовки к ноябрьской конференции ОНФ «Форум действий». - На сегодняшний день наша задача - в декабре-январе выставить первые изделия на испытания, чтобы уже в 2015 году начать поставку приборов.

Учитывая, что собственных средств в нынешних условиях у завода, скорее всего, не так уж и много для такой масштабной программы, разработка и тем более производство подобных комплектующих - уже непростая задача. К тому же из слов Сергея Соляника, можно сделать вывод, что из других источников средств сюда пока не поступало.

Между тем, руководство Улан-Удэнского авиазавода говорит о том, что оно полностью поддерживает попытки «приборки» расширить спектр производимой продукции. И это понятно - именно авиазавод оказался под ударом, когда на Украине начал обостряться конфликт. 

- Мы не просто надеемся на это производство, мы помогаем. На сегодняшний день из японский компонентов УУАЗ делает лучший вертолетный кондиционер. Мы надеемся с помощью приборостроительного объединения сделать лучший обогреватель для вертолета, - заявил главный инженер УУАЗ Сергей Соломин.

Однако обогреватель для вертолета – не самая дорогостоящая и продаваемая продукция, которую можно было бы произвести на приборостроительном заводе. А ведь не так давно чиновники разных уровней уверяли, что санкции Запада и Украины станут едва ли не трамплином для всей промышленности Бурятии и особенно «приборки».

Санкции не вечны 

На последней встрече общественности и руководства авиазавода импортозамещение уже не определялось как манна небесная и шанс для развития. Но при этом и от негативных оценок ситуации руководители предприятия воздержались. Ответы на вопросы журналистов были крайне осторожными и наполненными разного рода сравнениями. Например, на вопрос, мешают ли заводу санкции, главный инженер привел в пример школьника и его домашнее задание.

- Когда ученик, студент делает уроки, наверное, ему что-то мешает: компьютер, телевизор, друзья, одноклассники. Работа оценивается по результату. Как только учитель проверит работу, он поставит оценку. Главное – цель достигнута. Задача решена, сочинение написано, оценка – хорошая. Мы надеемся, что по итогам работы завода оценка будет хорошая, - сказал журналистам Сергей Соломин.

Ситуацию с санкциями главный инженер завода, который на тот момент имел статус исполняющего обязанности управляющего директора, оценивает как временную. По его словам, рано или поздно мы снова будем покупать товары из Европы и Японии. С другой стороны, использовать санкции, чтобы начать производить что-то новое, – все еще одна из целей промышленников.

- С одной стороны, санкции, может быть, и мешают. А с другой стороны, создают стимул. Вот звонит друг: «Пойдем в футбол играть». За сколько вы решите задачу? Думаю, в два раза быстрее. Поэтому это заставляет думать и решать, - заявил Сергей Соломин. - Импортозамещение – важный момент с той точки зрения, что, конечно, это позволяет научиться делать то, чего не умел когда-то. В принципе этот процесс происходит всегда, и мы стараемся учиться, независимо от самого термина «импортозамещение».

«Идем на Восток» 

Впрочем, несмотря на видимость легкого отношения к сегодняшней ситуации, промышленники, по всей видимости, отчаянно ищут новые рынки, причем как сбыта, так и комплектующих. И авиазавод здесь не исключение. Как стало понятно из заявлений Сергея Соломина, руководство авиазавода сегодня начинает поворачиваться на восток. В случае, если программа импортозамещения не сработает (а судя по нынешним настроениям, больших масштабов здесь пока не ожидается), оборудование и комплектующие можно закупать в ряде азиатских стран.

- Мир не однородный, он многополюсной. Кроме США и Европы, есть Азия, есть Китай. Есть другие страны развитые, например, Малайзия, которая начиная с решения задач импортозамещения сумела создать мощную индустрию, - говорит Сергей Соломин. - В сегодняшнем мире четвертой по мощности страной, которая производит станочное оборудование, является Тайвань. Его догоняет континентальный Китай. Почему нельзя покупать оборудование там?

При этом в такой кооперации руководство завода не видит ничего страшного. И импортозамещение, по словам главного инженера, не может быть абсолютным. Из этого можно сделать вывод, что амбициозных планов по самообеспечению комплектующими авиазавод сегодня не строит.

Владимир Пашинюк, «Номер один»

Социальные комментарии Cackle
^